"Звезды — это болезнь"

К известным в республике достопримечательностям прибавилась еще одна — крупнейшая в Сибири обсерватория Бурятского Государственного университета открыта для любого желающего полюбоваться звездами. Сегодня о ней больше знают за пределами Бурятии, а все иностранцы, посещающие республику, наряду с визитом на Байкал, в Этнографический музей, считают обязательным увидеть звездное небо республики. Среди улан-удэнцев популярность подобного развлечения также набирает обороты — даже пенсионеры приходят в обсерваторию, чтобы увидеть новые галактики и открыть звезды.
Такого еще не было
— С семнадцатого марта начался парад планет — Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер выйдут одновременно в очень узком секторе, — рассказывает Лилия Миронова, старший преподаватель физико-технического факультета БГУ, — а продлится парад до второго апреля. Май же будет вообще грандиозным — столько событий сразу давным-давно не было. Четвертого мая произойдет полное лунное затмение — Луна зайдет за тень Земли и станет бордового цвета, в этот же день будет наблюдаться наибольший блеск Венеры. Красивейшее зрелище, шестого мая ожидается метеоритный поток, а в конце месяца, 24 мая, Луна покроет Венеру. Эти планеты почти коснутся друг друга, увидеть это можно в любую оптику, даже в бинокль, и я вас уверяю, никаких вредных последствий для здоровья человека эти явления не принесут, разве что чрезвычайно сильное эстетическое удовольствие.
Лилия Васильевна рассказывает, что эта весна в астрономии особенное событие — в это время очень прозрачные ночи, а в наступившем году апрель и март будут особенно богаты космическими событиями. Такого количества крупных событий не было давно даже по астрономическим меркам. А в Бурятии подобного еще не наблюдали никогда.
Обсерватория открывается, как правило, лишь к обеду — специфика работы в том, что смысл открывать купол и настраивать телескоп появляется только с приходом ночи. Сегодня здесь проходят занятия у студентов физико-технического факультета БГУ, занимаются городские школьники, а также обычные горожане. Каждый желающий поближе разглядеть Венеру и Сатурн, галактики и кометы может прийти сюда. Заведующая лабораторией Лилия Миронова здесь практически живет. Почти все длинные зимние ночи она провела в лаборатории:
— Ну как от этого можно оторваться, — говорит Лилия Васильевна, — звезды — это болезнь, каждый, кто хотя бы раз глядел через телескоп на небо, никогда не сможет этого забыть и будет тянуться сюда снова и снова.
Заграница нам помогла
Заведующая обсерваторией рассказывает, что в последнее время сюда кроме студентов и школьников часто стали приходить пенсионеры. Совсем недавно были пожилые муж и жена, они заказывали планеты, просили показать им Сатурн и Венеру. Долго смотрели на звезды и все это — высоко над городом, ведь обсерватория находится на крыше. Потом они горячо благодарили за чудесный вечер, за романтическую, завораживающую атмосферу. Последнее время часто обсерваторию посещают иностранцы, оказывается, далеко не в каждом даже заграничном городе есть подобное оборудование, к тому же, звездное небо над Бурятией несколько отличается — другая широта и очень хорошее для наблюдений состояние атмосферы.
Обсерватория в Бурятском университете была давно, только телескопы там стояли небольшие и недостаточно мощные. Осенью прошлого года она пополнилась новым оборудованием, подобного которому нет во всей Сибири. Купол обсерватории — подарок Иркутского Института Солнечно-земной физики, а телескоп предоставила калифорнийская фирма "Mead". Как рассказывает Лилия Миронова, в Америке настолько удивились тому, что в какой-то неизвестной и далекой Бурятии есть обсерватория, что сразу же решили помочь нам.
Монополия на звезды
— Калифорнийская корпорация почти полностью взяла на себя расходы по изготовлению оборудования, — рассказала Лидия Миронова, — можно сказать, что обсерватория обошлась университету даром, заплатить пришлось только за отражающее зеркало стоимостью 2,5 тысячи долларов.
Телескоп пришлось заказывать в Америке еще и потому, что в России подобных попросту не делают. Корпорация "Mead" за свой счет организовала и доставку в Бурятию этого телескопа: от Калифорнии до Берлина, от Берлина до Москвы и от Москвы до Улан-Удэ. Заведующая лабораторией собственноручно собирала после доставки новый телескоп, не доверив закрутить ни одной гайки никому другому. С помощью нового оборудования, рассказывает Лилия Миронова, можно увидеть астрономические объекты в плоть до 19-й звездной величины, человек же своим глазом каждую ночь видит звезды не больше, чем 6-й величины. Сюда в обсерваторию многие приходят с тайной мыслью открыть новую звезду, но мало кто представляет, как это бывает на самом деле. Оказывается, монополию на открытие звезд сейчас держат американцы.
— Сейчас ведь самые крупные телескопы у американских ученых, — поделилась Лилия Васильевна. — Специальные роботы-компьютеры круглосуточно сканируют звездную карту неба и сверяют с прежней — появилось что-то новое — вот тебе и звезда открыта, так что нам ничего после этих мощных машин сегодня не остается.