Горожан проверят на зрелость

На заседании улан-удэнского городского Совета Геннадий Айдаев обратился к депутатам с просьбой привлечь со своих избирательных округов активистов — представителей общественности — к обсуждению и разработке стратегического плана развития Улан-Удэ на предстоящие десятилетия. Впервые в истории будущее проектируется не в тиши правительственных кабинетов, а с широким общественным обсуждением. Местное самоуправление наконец начинает оправдывать свое название. Картину того, каким будет наш город через 20-30 лет, доверено "рисовать" горожанам.
A- A+
Несуразный город
Минувшая неделя в Улан-Удэ прошла под знаменем "Стратегического планирования". Несколько дней в Администрации города работали специалисты санктпетербургского института "Евроград", помогая местным чиновникам разрабатывать документы долгосрочного видения будущей жизни улан-удэнцев.
Заезжие специалисты рассказывали о способах и механизмах повышения качества жизни города во всех сферах. Генеральный план застройки Улан-Удэ, принятый в последний раз в 86-м году, как никакой другой документ нуждается в подобных корректировках. Жизнь города за двадцать последних лет в корне изменилась и уже не принимает тех советских принципов застройки столицы.
В бюджете 2005 года отдельным пунктом планируется обязательно выделить статью "На составление Генерального плана города Улан-Удэ". Прежнее положение, принимаемое на два десятилетия вперед, устарело давно, и необходимость принятия нового всем очевидна. Если взглянуть на старый генеральный план города Улан-Удэ, то сразу в глаза бросается его несуразность в смысле расположения в центре города основных промышленных предприятий и огромного пространства так называемых "мертвых" территорий, например, района Центрального УГИБДД и Батарейки. Сегодня стало понятно, что все эти территории неразумно пустуют, существует немало свободного пространства внутри города. Город тем временем расширяется в стороны, вырубая леса и подводя к новым кварталам инженерные сооружения, неэффективно расходуя средства.
Не вширь, а вглубь
Александр Яковлев, занимавший долгое время пост главного архитектора проектного института "Бурятгражданпроект", а сегодня главный архитектор планировочной мастерской "Улан-Удэархпроект", считает, что нам необходимо бороться за то, чтобы современный центр города находился сегодня действительно в его геометрическом центре — в районе проспекта Автомобилистов, а не в том периферийном положении, что сейчас. Иными словами предлагается расти городу не в ширь, как ранее, а, так сказать, вглубь — на неосвоенных внутренних территориях.
— По самому первому генеральному плану, — рассказывает архитектор планировочной мастерской "Улан-Удэархпроект" Александр Яковлев, — центральная площадь была с выходом на берег Селенги, там, где сейчас БГУ и территория Судостроительного завода. Красивые идеи похоронены — это, я считаю, потеря для облика столицы. Почти в каждом уважающем себя городе существуют обустроенные набережные. Судостроительный завод со своими площадями уже не столь актуален, а представляете, насколько преобразится центр города, если главная площадь перейдет в набережную!
По словам заместителя мэра Улан-Удэ Михаила Егорова, в первую очередь в генеральном планировании необходимо учитывать экономические и демографические показатели. И здесь возникает проблема — за последние годы процесс миграции сельского населения в город чрезвычайно оживился — сколько жителей будет населять столицу республики, нужно решить сейчас.
Можно заранее регулировать процесс миграции, подчиняясь принципу "определенный сосуд вмещает только определенное количество жидкости". Если же подчиниться стихийной волне миграции, то в ближайшие десятилетия население города значительно превысит отметку в 400-500 тысяч. Неизбежно возникнет ряд негативных последствий — не вытянет ни транспортная, ни социальная, ни экономическая инфраструктуры. Уже сейчас транспортная система города не справляется с существующим автопотоком, а что будет, если тенденция роста населения сохранится, предугадать нетрудно. А на сопоставимое развитие инфраструктуры денег у города нет.
Большая деревня
Из-за притока сельчан станет более актуальной проблема безработицы, повысится преступность, усугубятся проблемы экологии города.
Архитектор Яковлев считает, что необходимо создавать должные условия жизни в сельских районах и принять за аксиому существование верхней планки численности населения города. Последние явления активной миграции сельчан в столицу обрекают на излишние затраты далеко не богатый городской бюджет. Кроме того, деревенские жители переезжают в город вместе со своими домами и негородским образом жизни. Все чаще на окраинах города можно встретить стада коров, Улан-Удэ стал похож на большую деревню.
— Жители Закаменского и Селенгинского районов приезжают в Улан-Удэ в надежде найти здесь применение своего труда. Буквально за два дня устанавливают на Левом берегу дома и живут там, невзирая ни на какие запреты и разрешения. Потом просят подвести коммуникации, воруют электроэнергию, самовольно подключаясь к столбам. А когда их топит, незаконные поселенцы бегут в городскую Администрацию и требуют материальной помощи, хотя им никто в местности, где регулярно происходят наводнения, строить дома не разрешал, — объясняет Александр Яковлев.
Сетует на подобную ситуацию и заместитель мэра по экономике Михаил Егоров. Вице-мэр приводит примеры несовершенного плана города в отношении той же границы Улан-Удэ и Иволгинского района.
— Там линия города, как зубья пилы — жители Иволгинского района получают разрешение на строительство в своей районной администрации, а построившись, считают себя горожанами и просят у мэрии подведения всех коммуникаций. Этот вопрос необходимо решать.
Проверка на зрелость
Теперь рядовые горожане смогут принимать участие в решении и таких вопросов как, например, быть ли на определенном участке детской площадке или построить ресторан. Становится интересным, какие предложения внесут все те же жители так называемой "нахаловки", можно сказать, вчера приехавшие из деревень. Или их никто не будет спрашивать?
В западноевропейских странах с демократическими устоями принятие подобных документов всегда происходило при непосредственном участии самих жителей. Например, в Германии, прежде чем принять план определенной застройки, местные власти всегда публиковали информацию об этом в газетах, давали координаты разработчиков и просили всех жителей присылать по почте свои пожелания. Дальше проектировщики совместно с юристами рассматривали правомерность данных предложений и, принимая во внимание мнение горожан, публиковали окончательный проект-отчет.
— До такого всенародного обсуждения нам необходимо вырасти, — говорит Александр Яковлев, — активность улан-удэнцев, проявленная ими гражданская позиция покажут, насколько жители города созрели, как горожане.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.