Правительство намеревается пересмотреть Конституцию Бурятии

В ноябре прошлого года парламентский механизм дал первый серьезный сбой. Народный Хурал бурно воспротивился решению Верховного суда Бурятии, который признал противоречащими федеральному законодательству положения республиканской Конституции, касающиеся неприкосновенности депутатов. И вновь после очередной сессии Народного Хурала в Правительстве заговорили о несостоятельности народных избранников. На этот раз высказанная позиция даже жестче: не только досрочно распустить парламент Бурятии, но и вообще пересмотреть статьи Конституции, касающиеся законодательной власти республики.
A- A+
В роли нарушителей закона
Ноябрьский протест народных избранников по поводу отмены неприкосновенности вылился в долгую дискуссию и своеобразный депутатский саботаж. На решающее заседание явились лишь 28 депутатов из 65. Кворум для принятия поправки в Конституцию собрать так и не удалось. Изменения не были приняты. Таким образом, в течение шести месяцев не выполняя решение суда, Народный Хурал превратился в орган законодательной власти, нарушающий действующее федеральные законы. Подобных инцидентов история регионального российского парламентаризма еще не знала. Впрочем, Народный Хурал Бурятии выполнение судебных решений не однажды затягивал и раньше. Например, 13 ноября 2001 года по заявлению прокурора Верховный суд республики признал противоречащими федеральному законодательству некоторые нормы местного Закона "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия".
Изменения были внесены 8 октября 2002 года, спустя более 10 месяцев с момента вступления в силу судебного решения. В августе прошлого года истек определенный судом срок внесения поправок в республиканский закон "О референдуме". Но народные избранники на сентябрьской сессии Хурала в очередной раз не удосужились внести в повестку дня этот вопрос.
О себе, любимых
Гром в Народном Хурале разразился в конце ноября прошлого года, когда депутаты не пожелали лишать самих себя неприкосновенности. Обсуждение этой животрепещущей для обладателей заветных мандатов темы стремительно приобрело скандальный характер. Народные избранники настолько озаботились проблемой собственной безопасности, что потребовали уравнять региональных законодателей в привилегиях с коллегами из Государственной думы и Совета Федерации. Создалось впечатление, что сразу после голосования за снятие неприкосновенности депутаты будут немедленно и совершенно безвинно арестованы. Известный в Улан-Удэ бизнесмен Матвей Баданов прямо так и заявил с трибуны:
— А вот не заломают ли там мне за дверями руки, не дай Бог, если я что-нибудь скажу?
Матвей Баданов — один из самых амбициозных политиков в местном парламенте. Многим в Бурятии еще памятен скандал с определением места стоянки депутатских автомобилей у здания Народного Хурала. Именно Баданов усмотрел тогда ущемление депутатских прав сотрудниками ГИБДД, посмевшими сделать ему замечание за парковку под запрещающим знаком. О перспективе лишения неприкосновенности на сессии говорили с пылом, который был бы более уместен при обсуждении насущных республиканских проблем. Страсти не улеглись даже после выступления заместителя прокурора Матвея Гершевича, который заявил с трибуны Народного Хурала о том, что правоохранительные органы в своей деятельности давно руководствуются федеральными Уголовно-процессуальным и Административным кодексами. В соответствии с ними предусмотрен так называемый "особый порядок" привлечения к уголовной ответственности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Порядок же привлечения к административной ответственности федеральным законом еще не определен.
— Хорош закон или плох — прокуратура будет его выполнять несмотря ни на что. По мнению местных политологов, горячая заинтересованность депутатов Народного Хурала в сохранении неприкосновенности имеет вполне земные причины. Некоторым и впрямь есть чего опасаться. Один когда-то задолжал крупную сумму столичной фирме, но так и не вернул деньги, успешно переквалифицировавшись из неудачливых бизнесменов в депутаты. Другого в народе окрестили "бурятским Мавроди". Третьего недавно обвинили в подкупе избирателей. У кого-то имеются разногласия с налоговой инспекцией. Есть и такие, кто в разыгравшемся скандале увидел возможность заработать политический капитал.
Перед угрозой роспуска многие еще не успели остыть от жарких дебатов, как последовала реакция Президента республики. Леонид Потапов особо подчеркнул:
— Депутаты должны повторно вернуться к рассмотрению законопроектов. Я не могу согласиться с таким положением, когда республиканский парламент по полгода не выполняет решения Верховного суда. Поэтому на повестку дня может встать вопрос о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала. По Конституции республики правом роспуска обладает Президент Бурятии, являющийся гарантом соблюдения законности в регионе. И если бы речь шла только об упорном нежелании парламентариев расставаться с собственной неприкосновенностью! Республиканский орган законодательной власти отнюдь не в силу недоразумения или незнания, а вполне осознанно вступил в противоречие с федеральным законом, не выполнил вступившее в силу решение суда. Резкая реакция Леонида Потапова на события в Народном Хурале вызывала пристальный интерес республиканской прессы. Стали известны факты когда, покидая зал во время заседаний, депутаты передавали друг другу пульты для голосования. Разумеется, нажимая кнопки "за себя и за того парня", народные избранники поставили под сомнение легитимность принимаемых местным парламентом решений, на что не замедлила указать Республиканская прокуратура. По мнению Прокурора Бурятии Ивана Семчишина, своими действиями депутаты Народного Хурала создали основания для инициирования процедуры вынесения Президентом России предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации. На декабрьской сессии Народного Хурала председатель Комиссии по депутатской этике Федор Чебунин привел ошеломляющие цифры.
— За год и 5 месяцев работы депутатов Народного Хурала республики третьего созыва проведено 10 сессий общей продолжительностью 28 сессионных дней или 51 сессионное заседание. Проведено 142 заседания комитетов, при этом пропущено депутатами 448 человекозаседаний или условно 7 сессионных заседаний. Вот такая статистика. Впору и впрямь уверовать в то, что Народный Хурал Бурятии сформирован исключительно из лиц, пекущихся об одной лишь только депутатской неприкосновенностью. И ни о чем более.
"Это был ледяной душ"
Ставшие достоянием общественности факты из жизни республиканского парламента вызвали неожиданную реакцию. Один из депутатов в кулуарной беседе заметил, что мнение прессы относительно происходящих событий депутатский корпус заботит мало. "До выборов еще далеко! Пусть что хотят, то и пишут". Но на декабрьской сессии, когда Народный Хурал вновь вернулся к обсуждению вопроса о неприкосновенности, журналистам досталось "на орехи". Не мудрствуя лукаво, депутат Михаил Семенов высказал сомнение в том, что кто-либо имеет право давать оценку деятельности Народного Хурала. Таким людям, по мнению народного избранника, "нужно воздерживаться". Очевидно, что совет помалкивать Михаил Семенов адресовал журналистам. На протяжении двух сессии республиканского парламента никто из депутатов ни разу не поинтересовался мнением своих избирателей. Между тем, публично высказанное Президентом Бурятии требование привести законодательство республики в соответствие с федеральным вызвало одобрение как у местной элиты, не отягощенной депутатскими мандатами, так и у рядовых граждан. И это далеко не случайно. Леонид Потапов является одним из авторитетнейших и уважаемых политиков в Бурятии. К его мнению прислушиваются. Не подлежит сопоставлению и та мера ответственности, которую несет Леонид Потапов за происходящее в республике перед федеральным центром. Президент эту ответственность вполне осознает, чего до недавнего времени нельзя было сказать о представителях республиканской законодательной власти. Парламентский кризис в Бурятии был разрешен при непосредственном участии Леонида Потапова в канун Нового года. Именно тогда был получен окончательный ответ на вопрос о том, намерен ли Народный Хурал в конструктивном русле работать с республиканской исполнительной властью и соблюдать федеральные законы. Ответ получен утвердительный. В поддержку Леонида Потапова выступила не только депутатская фракция "Единой России", но и вся здравомыслящая часть депутатского корпуса, четко уяснившая для себя дилемму: либо Народный Хурал выполняет федеральные законы, либо начнется процедура досрочного роспуска. В такой ситуации, согласитесь, о неприкосновенности заботиться не приходится.
— Для нас этой был настоящий ледяной душ, — признался один из депутатов, — Такой оперативной и принципиальной реакции Президента мы, честно говоря, не ожидали. Леонид Потапов преподал депутатскому корпусу урок парламентаризма. Его обращение к нам получилось настолько емким и справедливым по сути, что и обсуждать было нечего. Как стало ясно из выступлений депутатов, парламентский кризис стал возможным в результате слабой проработки законов. Об этом же заявил и Президент Бурятии Леонид Потапов:
— Процесс приведения законов Республики Бурятия в соответствие с федеральными ведется Народным Хуралом, в основном по указаниям органов юстиции, прокуратуры, по решениям суда, по инициативе президента и правительства республики. Имеются и факты, когда народные избранники не с полной мерой ответственности относятся к выполнению своих депутатских обязанностей. На мой взгляд, эта работа должна строиться не на эмоциях, личных амбициях, а на правовой основе и взвешенной позиции по отстаиванию интересов большинства населения республики.
Глава региона высказал и свое неудовлетворение формулировкой, согласно которой республиканский парламент лишь "принял к сведению" обращение Президента Бурятии. Да, в Конституцию внесены поправки. Но сделаны ли депутатами Народного Хурала выводы из всего происшедшего?
Урок впрок не пошел?
Время показало, что личные амбиции народных избранников по-прежнему торжествуют над здравым смыслом. На апрельской сессии республиканского парламента депутаты не пожелали принять в двух чтениях поправки к республиканскому бюджету. Будь эта законодательная процедура успешной, республика получила бы дополнительно 250 миллионов рублей на реализацию федеральных программ, инвестиционных проектов, а также на проведение посевных работ. Но поправки в республиканский бюджет были приняты лишь в первом чтении. Согласно депутатской логике, посевная в республике состоится только в июне. Органы местного самоуправления на неопределенный срок лишились возможности погасить долги по заработной плате и получить новые кредиты для решения социальных проблем.
Еще одни камнем преткновения для народных избранников стало капитальное строительство. Правительство предложило сосредоточить имеющиеся в бюджете на эти цели 74 миллиона рублей на 3-4 объектах, чтобы ввести их в строй уже в нынешнем году. Но депутаты сочли, что "своя рубашка ближе к телу", и отказались изменить бюджетную роспись. Народные избранники сочли, что распыление средств по множеству строительных объектов (несмотря на то, что при этом условии вряд ли хотя бы один из них будет завершен до конца года) — более разумно. Почему депутаты усердно "тянут одеяло" на себя — вполне понятно. Им необходимо заработать политические дивиденды в округах — вот оно, строительство: освоено столько-то рублей, положено столько-то кирпичиков. Не беда, что нынче не достроим, ерунда, что долгостроя в республике на 2,5 млрд рублей! Главное — отчитаться.
Первый заместитель Председателя Правительства Бурятии Владимир Гейдебрехт в одном из недавних интервью заявил, что "амбиции депутатов выше интересов Бурятии". По его мнению, настало время провести реформу Народного Хурала. Республиканский парламент должен наконец стать мобильным и профессиональным. Иметь 65 депутатов — слишком накладно для республики, это число необходимо сократить на две трети, причем половину парламентариев необходимо избрать по округам, а вторую — по партийным спискам. По мнению правительства, это позволит сделать работу Народного Хурала более эффективной, а его политический вес и авторитет — более весомыми. Продолжение следует?
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.