Чепуха как она есть

На сцене Молодежного театра г. Улан-Удэ на днях прошла премьера спектакля "Лысая певица" Эжена Ионеско. Пятьдесят лет назад эта пьеса совершила революцию в искусстве Европы и дала начало такому явлению как театр абсурда. Это странное, необычное и вместе с тем очень осмысленное явление. Ситуации, характеры и диалоги пьесы следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций.
A- A+
Действие в спектакле сначала разворачивается в телевизионном павильончике, в котором проходят съемки передачи "Для любителей английского". Видеокамера, режиссер, оператор — все как положено. Главные герои — среднестатистическая британская семья.
"Типичный английский интерьер. Английские кресла. Английский вечер. Г-н Смит, англичанин, сидит в английском кресле в английских тапочках, у английского камина, в котором горит английский огонь, курит английскую трубку и читает английскую газету", — вот так начинаются съемки передачи, в которой описан не просто быт, а дан образ банального и даже приземленного человеческого существования.
В спектакле отсутствует сюжет, в том смысле, в каком мы привыкли его понимать. Телевизионный павильон сменяется домашней обстановкой. Смиты, Мартины, пожарник, горничная — все они становятся главными героями в разных действиях.
Отсутствие привычного течения сюжета делает спектакль немного сложным для восприятия среднего зрителя, который по привычке пытается применить логику и провести связующую нить через весь спектакль.
"Лысая певица" изображает людей, ставших жертвами обывательского сознания, потерявших ориентацию во внешней среде, обезличенных, перестающих подчас даже узнавать друг друга. Догматичность их представления, узость кругозора, агрессивность легко могут превратить их в стадо. В спектакле хорошо прослеживается постоянная трансформация образов героев, переход из одного состояния в другое.
Отсутствие логики и смысла слов вызывают не только смех, но и страх: "Тише едешь, где-то будешь", "Потолок вверху, а пол внизу", — произносят одно за другим герои спектакля. Bозникает очень острое представление об абсурдности языка, который стал практически персонажем пьесы.
В течение спектакля всегда кто-то управляет главными героями, если в первом действии это ярко выражено делает режиссер передачи, то в последующем это сопровождается сигнальными надписями, например, "Тише!", с пронзительными звуками. Спектакль дает понять, что в жизни людей всегда есть "кукловод", который дергает их за ниточки и контролирует действия.
Еще один главный герой постановки — телевизор. Он возвышается на сцене среди декораций в течение всего спектакля. Казалось бы, ставший обязательным простой атрибут нашей жизни здесь превращается в яркий образ. Который просто своим присутствием напоминает за нами всегда кто-то наблюдает, хотя мы этого и не подозреваем.
Как ни странно, пьеса французского драматурга в доску наша, российская. Она как бы отражение того времени, в котором мы живем. Там наши сегодняшние люди: мужья, жены. Наше общество переживает искажение восприятия. Кругом люди разговаривают, кричат, даже ругаются, но это всего лишь звуки. Наша страна до сих пор живет очень странными ощущениями: не может вернуться в старый мир и войти в новый. Переход, который привел к потери привычных идеалов и ценностей и способствовал возникновению "Лысой певицы". Все ценности вдруг перешли в слова, которые можно связать в реплику, а можно и не связать, но они все равно произносятся.
— Когда я смотрю, что происходит в нашей политике, в экономике, что происходит с отдельным человеком, с моим соседом, с другом, когда я вижу, что происходит вокруг, я понимаю, что все это — просто абсурд, — говорит Анатолий Баскаков, режиссер-постановщик.
Марионеточные ситуации загоняют людей в тупик. А когда это становится протестом, когда люди начинают понимать, что кто-то ими играет, когда они пытаются выбраться из замкнутого пространства, они просто становятся не нужны, как что-то уже отработавшее.
Спектакль начинается со слов, заканчивается просто отдельными звуками, в которых отсутствует всякий смысл.
Смерть, а потом тишина...
Все актеры, задействованные в спектакле — это студенты четвертого курса отделения театрального искусства ВСГАКИ. Через два года именно они будут представлять основу Русского драматического театра. Почему именно они? Да потому что молодые ребята должны иметь смелость это делать, так как традиционный театр на это не пойдет, он привык работать над банальными историями; когда ктото кого-то любит, кто-то за кого-то борется.
"Урок English, или Лысая певица" — это не готовый продукт, который надо только проглотить, в этом спектакле зритель — активный творец. Он работает не меньше, чем актер: сопереживает, досочиняет. Приятно, что сегодня, когда зритель привык "потреблять" все "разжеванное", хватает смелости поставить подобного рода драматургию. Живое искусство театра должно быть таким!
P.S. У вас есть еще возможность успеть в этом театральном сезоне насладиться премьерным спектаклем 24 и 25 мая.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.