Российское образование глобализируется

Система российского образования в последние годы претерпевает значительные изменения. Проходящая в наши дни образовательная реформа стремится помочь нашему образованию стать современным, обрести прогрессивные подходы и методы обучения. Перенимая мировой опыт, российская образовательная система насколько выигрывает, настолько же и теряет.
A- A+
— Существуют такие теории, согласно которым через некоторое время произойдет слияние образовательных систем. Все будут обучаться по одному канону, на одном общем языке по одному общепринятому перечню предметов, — рассказывает президент Российской академии образования Николай Никандров, приехавший в Улан-Удэ для того, чтобы принять участие в международной конференции, посвященной теме "Образование и глобализация".
Эта проблема, по мнению профессора Никандрова, является чрезвычайно актуальной и носит как положительный, так и отрицательный характер.
— С одной стороны, — рассказывает президент академии образования, — глобализация образования, его укрупнение и обобщение получает образовательную мобильность, дает возможность студенту начать образование в одной стране и получить диплом в другой. Это позволяет нашим специалистам быть востребованными не только в России, но за рубежом. С другой стороны, под глобализацией сегодня понимаются и такие понятия, как вестернизация и американизация, то есть перенимание образовательных систем западного и американского образца. Но далеко не всегда страна, имеющая экономическое благополучие, является благополучной в культурном плане. Поэтому о сохранении национального культурного компонента в нашей образовательной системе необходимо помнить.
Что касается изучения национального языка, Николай Никандров придерживается четкой позиции: изучая английский, необходимо помнить и о родном языке.
— Языковая политика — дело очень сложное, — размышляет президент академии образования, — вспомните Чингисхана, он всегда своим сыновьям, которые отправлялись завоевывать новые страны, приказывал изучать язык завоеванной страны. Сегодня проблема стоит несколько поиному, одно дело я знаю язык, на котором говорит значительная часть мира, другое, когда в Дагестане около сотни языков, и я изучаю один из них. Мои возможности взаимодействия с миром сужаются по мере того, как я придерживаюсь менее распространенного языка. Но это никак не означает, что родной язык изучать не нужно, иначе мы внешне будем выглядеть как представители одной национальности, одновременно с этим не сохранив от нее ничего национального. Мы постепенно все станем гражданами мира, что тоже, по моему мнению, неправильно. И первое, что может помочь избежать нам такой негативной глобализации — это сохранение национальнокультурных компонентов в образовании.
Что касается Болонского процесса, присоединения России к единой европейской системе обучения в вузах, то и к этому процессу профессор Никандров относится двойственно.
— Здесь опять же с одной стороны возможность свободного трудоустройства в Европе наших выпускников с российскими дипломами, с другой стороны, станет неизбежным снижение уровня знаний наших студентов. В документах, которые предшествовали началу Болонского процесса, было совершенно ясно сказано, что сближая образовательные системы, в процессе перехода от одной ученой степени к другой мы должны в каждой стране сохранять то лучшее, что есть. У нас неплохая, проверенная десятилетиями подготовка специалистов, кандидатов наук, докторов. И кандидат, и доктор в России — это гораздо более мощные требования, чем требования к американскому, западноевропейскому магистру. Это не значит, что каждый американец глупее русского доктора наук, это просто говорит о высоком уровне первоначальных требований.
Так или иначе, считает Николай Никандров, образование все-таки будет стандартизироваться, но во всей этой глобализации необходимо обязательное присутствие так называемой автономизации, когда каждая страна, каждый регион будет иметь собственный набор предметов, которые раскроют историю родного края, культуру и язык.
— Избавляться от старого, конечно, необходимо, — размышляет президент Российской академии образования Николай Никандров, — но это должно иметь разумные формы. Это легко представить на бытовом уровне — сравните туалет, которым пользовались наши предки, и современный. Легко расставаясь с историей, необходимо четко отдавать себе отчет, насколько эта история важна, или, наоборот, не важна в нашей сегодняшней жизни.
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.