Монголия станет транзитной территорией

На прошедшей неделе в генеральном консульстве Монголии в Улан-Удэ состоялась встреча представителей власти и бизнеса с генеральным менеджером зоны свободной торговли "Алтанбулаг" господином Намжилийн Ханой. Напомним, что в 2002 году правительством и Великим Народным Хуралом Монголии был принят закон "О зоне свободной торговли "Алтанбулаг". Согласно принятому закону на приграничной территории Монголии напротив Кяхты в поселке "Алтанбулаг" выделены 500 гектаров земли для строительства торговых, производственных и туристических комплексов с современным международным аэропортом и разветвленной железнодорожной сетью на станции города Сухэ-Батор.
A- A+
— Администрация зоны свободной торговли "Алтанбулаг", не дожидаясь окончательного завершения строительства всего комплекса, уже с 1 июля будущего года намерена открыть международный оптовый рынок, — сообщил собравшимся Намжилийн Ханой. — К началу работы рынка будут установлены 140 торговых павильонов.
Это заявление ознаменовало начало реального выполнения грандиозных планов Монголии, направленных на извлечение пользы из географического положения страны. На первом этапе "Алтанбулаг" планирует завлечь к себе торговый люд. В зоне свободной торговли "Алтанбулаг" есть налоговые льготы для товаров, которые прибудут из Китая, Южной Кореи, Японии. По подсчетам администрации "Алтанбулаг" цены на товары будут такими же как на территории страны производителя. Расчет делается на то, что, например, нашим "челнокам" не будет смысла ехать в Маньчжурию или какие-то более дальние города Китая. Достаточно будет проехать 200 км по кяхтинской трассе и спокойно купить все те же товары по тем же ценам, что и в Маньчжурии или Пекине. Однако это только первая часть плана. Со временем в этой зоне будет не только и торговля, но и будут построены производственные цеха. Предполагается также строительство международного аэропорта, будет развиваться крупный железнодорожный узел. Столь грандиозные планы неизбежно ставят перед Бурятией вопрос осознания своей уже начинающей казаться безнадежной отсталости в подобного рода стратегических инициативах. Нам остается только подстраиваться под не наши проекты.
— Задача бурятского правительства — подготовить инфраструктуру, создать условия для привлечения частного капитала в строительство центра обслуживания торговли в городе Кяхта, — говорит Анатолий Лехатинов, председатель комитета внешне-экономических связей министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия. — Многое также зависит от кяхтинской администрации. Она будет решать, какие установить льготы для бурятских предпринимателей. К примеру, в Кяхте аренда земли стоит 22 рубля за квадратный метр в год. Администрация может не повышать арендную плату за землю, может ее и снизить и таким образом заинтересовать предприятия вкладывать деньги в строительство объектов на кяхтинской земле.
Деньги иностранных инвесторов и предприятий, участвующих в строительстве комплекса "Алтанбулаг" первые три года будут освобождены от налогов, в последующие годы налогообложение будет составлять 50%. Также со всеми участниками инвестиций будут заключены соглашения о стабильности и защите вложенных средств и на пять лет платежи по земельному налогу будут заморожены. Таких значительных преференций наша сторона, естественно, предложить бизнесменам не может. От того перспективы Кяхты в связи со строительством открытой зоны торговли "Алтанбулаг" видятся весьма не блестящими. Можно сказать, что Кяхту лишают ее историческое предназначение, ведь она много лет назад была главным купеческим городом региона.
На встрече были обозначены проблемы, которые наглядно характеризуют степень адекватности действий чиновников в развитии приграничной торговли. Оказывается, не успел заработать международный автомобильный переход в Кяхте, как выяснились просчеты в его проекте. Вместо заявленных пятисот автомобилей в сутки сегодня через этот важнейший участок границы едва проходит 130 автомобилей — сейчас это предельная пропускная способность МАПа. На настоящий момент нет пешеходного перехода, автомобильное (особенно автобусное) движение осуществляется только в одну сторону. МАП уже требует реконструкции, деньги на это уже начали просить власти Бурятии. Впрочем нельзя не отметить, что правительство республики не выпускает проблему из поля своего зрения. В этом году выделено два миллиона рублей на строительство канализационных коллекторов на участке, где предполагается строительство объектов торговли. Худо-бедно, все таки что-то делается. Так, например, "Бурятгражданпроект" начал проектирование центра обслуживания торговли. Ориентировочная стоимость проекта составляет 600 млн рублей. Однако это ответные меры, а стратегическую инициативу по использованию своих естественных преимуществ как моста между Европой и Азией мы безнадежно теряем.
— Монгольская сторона подошла к бизнесу кардинально, — считает Виктор Кукшинов, президент торговопромышленной палаты Бурятии. — Вести бизнес через "Алтанбулаг" станет выгодно и нашим предпринимателям. Товары, производимые в Бурятии, будут намного дешевле, если они попадут в зону свободной торговли. Для бурятских товаропроизводителей важно занять свои места, прежде чем торговцы из других регионов не опередили их в этой зоне.



© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.