Дорог больше не будет
Где брать деньги, никто не знает
История эта началась еще в конце 2003 года, когда федеральная власть выпустила Закон "Об общих принципах местного самоуправления". В числе прочего оказалось, что с 1 января 2006 муниципальные образования должны заниматься строительством и содержанием дорог общего пользования, находящиеся на их территории. До этого всеми дорожными проблемами в стране занимались исключительно "федералы" и регионы.
Иначе говоря, по поводу дорог внутри населенных пунктов должны будут заботиться сами граждане. А за дороги между ними — уже сельские районные власти.
В настоящее время оказалось, что всего в республике 5941 километров дорог общего пользования, сельчанам по предварительным данным преподносится "подарок" в виде 3040 километров, то есть больше половины. Как с ними будут управляться власти на местах, похоже, не понимает никто.
Первый заместитель руководителя Республиканского дорожного агентства (бывший Госкомавтодор) Николай Прокофьев не сомневается, что решение было не совсем продуманным и уж точно преждевременным. На его взгляд, при столь жалких местных бюджетах, отданные на откуп сельчанам в Бурятии дороги просуществуют в лучшем случае не более 3—4 лет. И вполне вероятно, затем перед федеральными властями встанет вопрос обратного их возврата.
Сельчане, как всегда, остались крайними
С другой стороны, как профессионал, г-н Прокофьев прекрасно понимает и намерения инициаторов. Дорог федерального пользования в России менее 10 процентов (в Бурятии — 609 километров ), и они имеют стратегическое, прежде всего, оборонное значение. Легче на федеральном уровне содержать и ремонтировать именно эту малую, но важную часть, чем распылять деньги "по городам и весям".
Да и для ведомства Николая Герасимовича, которое будет заниматься только дорогами республиканского значения, ничего плохого не случится и даже наоборот. Финансирование в следующем году не уменьшится, а дорог станет меньше. И тоже вроде бы есть свой резон: лучше качественно отремонтировать трассу "Романовка — Чита", чем латать десятки разбитых проселочных, по которым почти никто не ездит. Например, в этом году, на содержание, то есть косметический ремонт одного километра дорог общего пользования в Бурятии в среднем выделено 30 тысяч рублей при норме в 296 тысяч.
Улан-Удэ нововведение практически не коснется. Согласно опять же действующему законодательству за свои дороги город отвечает еще сначала 90-х годов.
В общем, крайними остаются только главы сельских поселений и районные администрации, которые должны срочно изыскать средства на содержание дорог на будущий год, и до нового года по отмашке Правительства Бурятии в трехнедельный срок переписать дороги себе. Учитывая явную нехватку времени и полное отсутствие средств на эти цели, можно легко предсказать, что в 2006 году заниматься муниципальными дорогами, кроме улан-удэнских, в Бурятии наверняка никто не будет. Так что если вы думали, что хуже дорог, чем существуют сегодня в Бурятии, уже не бывает, то глубоко ошибались.