Нефтепровод: страсти разгораются

На днях Гринпис России и Росприроднадзор обнародовали данные о незаконной деятельности компании ОАО "АК "Транснефть" в Бурятии. По сообщению ИА REGNUM, в ходе инспекторской проверки выяснилось, что изыскательские работы по строительству нефтепроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан" ведутся в непосредственной близости от озера Байкал. Таким образом, "Транснефть" нарушила российское законодательство и должна понести заслуженное наказание.
A- A+

Китай боролся с Японией, победила Америка

Сначала предыстория вопроса. Конкуренция между южным и северным вариантами нефтепровода по сути стала конкуренцией между двумя развитыми державами — Китаем и Японией. Согласно первому варианту труба должна была пройти с южной стороны Байкала и далее по КВЖД на Дацин. Согласно второму — севернее Байкала вдоль БАМа на Находку, с выходом нефти на рынок Японии. И тот и другой предполагали финансовое участие иностранных держав, заинтересованных в черном золоте. Постановление Правительства от 31 декабря 2004 года поставило точку в споре, утвердив северный вариант. Страна восходящего солнца отвоевала лакомый кусок энергоносителей у Поднебесной. Вместе с тем проектировщики не исключают со временем ответвления трубы на Дацин. Строительством займется "Транснефть" и ее дочерние предприятия — "Транссибнефть" и "Гипротрубопровод". Однако, как отмечают многие эксперты, решение это может быть еще изменено: лоббисты южного варианта никак не успокоятся.

Вообще, победу северного варианта некоторые наблюдатели называют победой американских интересов. Если Россия проложила бы нефтепровод в Китай, то нефть Персидского залива потеряла бы монопольное положение на рынке Тихоокеанского региона. А это невыгодно Соединенным Штатам, инвестировавшим громадные суммы в нефть Ближнего Востока. Вне зависимости от того, где пройдет труба, она напрямую коснется Бурятии. Что же будет иметь республика от реализации этого проекта?

Что мы будем иметь

Эксперты утверждают, что северный вариант менее выгоден для нас, чем южный. Инвестиции будут выделены Японией по системе связанного кредита. Это значит, что строительный материал японцы изготовят у себя дома и работать на нефтепроаод будут их компании. Наши граждане могут быть использованы только в качестве подсобной рабочей силы.

Казна субъектов, по которым пройдет труба, и сами граждане, в том числе и Бурятии, от этого явно потеряют.

С другой стороны авторы проекта "Тайшет — Находка" выдвинули идею строительства нефтеперерабатывающего завода в Северобайкальском районе Бурятии. А это, согласитесь, для экономики нашей республики большой жирный плюс.

Кроме того, по подсчетам бурятских экономистов поступления в бюджет республики составят 0,3 процента от общей суммы проекта. Но все это в будущем. А что мы имеем сейчас? Увы, пока только головную боль.

Что имеем сейчас

26 апреля министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ Об определении этапов строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. 1 этап — построение трубопровода Тайшет — Сковородино (Амурская область) должен закончиться до второго полугодия 2008 года.

Реализация его началась, однако не совсем так, как задумывалась. Строительство споткнулось о протесты экологов нашей республики. Дело в том, что утвержденный проект, по которому труба пролегает на 150 километров севернее Байкала, прошел федеральную экологическую экспертизу. Однако с той поры маршрут нефтепровода изменили и начали прокладывать трубу на территории Байкальского участка Всемирного природного наследия, на расстоянии двух километров была прорублена метровая просека.

Управление Росприроднадзора Республики Бурятия, узнав о вопиющем нарушении, запретило проводить дальнейшие изыскания в Северобайкальском районе.

Транснефть ответила в том духе, что экологи, мол, отрабатывают свои гранты, раздувая скандал чуть ли не на пустом месте, и работы не прекратила.

Транснефть привлекают к ответственности

В свою очередь протесты бурятских экологов имели широкий резонанс. Факты нарушений дошли до ЮНЕСКо. Буквально на днях скандал с нефтепроводом разгорелся с новой силой. Как говорилось в начале статьи, Гринпис России и Росприроднадзор провели проверку, которая подтвердила факт проведения работ "Транснефтью" в непосредственной близости от Байкала. Экологи в категоричной форме заявили, что руководство "Транснефти" должно понести заслуженное наказание.

"Все лесорубочные билеты были выданы незаконно, — считает эксперт лесного проекта Гринпис России Михаил Крейндлин. — Ущерб только от рубок на участке длиной всего 180 м составил 261 тыс. рублей. Уголовный кодекс РФ квалифицирует это как "незаконные рубки в особо крупном размере". Если посчитать весь ущерб, который уже причинила своими действиями "Транснефть", он, как минимум, сопоставим со стоимостью строительства первой очереди нефтепровода".

Экологи заявили, что помимо российского законодательства, "Транснефть" грубо нарушает международные соглашения, заключенные Россией. Сооружение нефтепровода началось в зоне Байкальской природной территории, охраняемой ЮНЕСКО.

Гринпис потребовал прекратить все незаконные действия по строительству нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий океан".

Обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил также заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь. По его словам, Росприроднадзором в мае проведена проверка, выявившая незаконные рубки леса, которые осуществляет фирмаподрядчик, ведущая изыскательские работы, — ЗАО "ПИРС". Последовавшая за проверкой и выявлением нарушений приостановка действия лесорубочных билетов и вынесенное Росприроднадзором Бурятии предписание о приостановке работ не заставили нарушителей прекратить свою незаконную деятельность.

По словам Митволя, уже в ближайшие дни в прокуратуру будут направлены материалы на руководство ЗАО "ПИРС" для возбуждения уголовного дела по ст. 260 УК РФ ("Незаконная порубка деревьев и кустарников") и 261 УК РФ ("Уничтожение или повреждение лесов"). "Погубить озеро Байкал мы не дадим!" — решительно заявил он и пояснил, что следствие выяснит степень вины должностных лиц ЗАО "ПИРС" и заказчика — ОАО "АК "Транснефть".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.