Улан-Удэ захватывает байкер-бум

На улицах города можно частенько увидеть стремительно проносящихся мимо изумленных прохожих группу от 5 до 20 велосипедистов. Себя они называют велобайкеры, и это название абсолютно оправдано. Велосипеды, на которых они ездят, скорее напоминают мотоцикл, чем привычных для нас незамысловатые советские велосипеды.
A- A+

Современный велосипед для активного отдыха называют маунтинбайк (mountain bike) или просто горный велосипед. На маунтинбайке можно преодолевать страны и континенты со скоростью, мало уступающей машинам, а по проходимости с ними не сравнится ни один джип. На современном велосипеде можно просто кататься, а можно выделывать умопомрачительные трюки. Мастеров велосипедной акробатики можно наблюдать и у нас в городе на площади Советов, традиционном месте сбора роллеров, скейтеров, а с недавнего времени и велобайкеров.

Сообщество велосипедистов

У нас в городе благодаря усилиям и героизму Федерации экстремальных видов спорта и путешествий сложилось сообщество байкеров. Они регулярно встречаются, устраивают совместные "покатушки" и соревнования. О жизни улан-удэнских байкеров рассказывает один из старейших и опытнейших байкеров города легендарный Марк Агнер.

— Для меня все началось с 2004 года, когда Федерацией экстремальных видов спорта и путешествий РБ было организованно первое соревнование для любителей езды на железных конях. В соревнованиях приняли участие 12 спортсменов, в том числе две девушки. Это было началом формирования в нашем городе постоянного сообщества байкеров. Сейчас в Улан-Удэ постоянно ездят на маунтинбайках около 120 человек. Причем 60 процентов — это люди с высшим образованием, работающие. Есть супружеские пары, которые катаются на велосипедах и хорошо проводят время. Остальные сорок процентов — студенты и школьники.

В основном мы собираемся на площади, это наша точка встречи. Собираемся обычно по выходным. Но там не только байкеры, есть и скейтеры, и роллеры, общаемся мы все вместе. У нас нет противостояния как в других городах: байкеры против роллеров, роллеры против скейтеров. Но сейчас мы из центра города будем понемножку перебираться на Комушку. Будем там строить трассу. Также планируем постепенно осваивать Богородский остров.

Сначала мы все стремились в лес, в горы, но как оказалось, катание там сложнее и опаснее, чем в городе. Не известно как поведет себя камень или сучок под колесом. В городе кататься безопаснее, потому что ты знаешь, что асфальт никуда от тебя не уйдет. К тому же мест для агрессивного катания у нас в городе много. Различных дропов, лестниц и т.д.

Байкер байкеру друг

— Одному кататься достаточно опасно, особенно в безлюдных местах. По следующим причинам: вопервых, если ты попадешь в неприятную ситуацию, никто тебя не спасет и никто об этом не узнает. Конечно же, у многих есть сотовые телефоны, но они не всегда могут помочь. Во-вторых, одного всегда воспринимают как слабого, на тебя могут наехать, могут даже отобрать велосипед. А когда вы вдвоем или больше, то вам даже дорогу будут уступать. Кроме того, у нас проблема с парковкой. Поэтому кататься на велосипеде одному не очень удобно, в магазин с ним не войдешь, оставишь на улице — своруют.

В больших городах один раз в неделю обычно ночью собираются около 100—150 байкеров, иногда к ним присоединяются роллеры и катаются всю ночь по основным улицам города. Такие мероприятия принято называть "покатушками". Мы тоже устраиваем "покатушки", самые крупные "покатушки" бывают после соревнований, когда колонной в 30—40 человек мы совершаем маленький такой марш-бросок по самым оживленным улицам города, получается своеобразный байкерский парад.

Вообще, горный велосипед не приоритетный, кто-то предпочитает и BMX, на нем тоже можно кататься агрессивно (у нас в городе уже человек 5 катается на них, хотя в прошлом году был только один).

Хороший железный конь тянет на 20 тысяч

Если говорить о велосипеде для езды по городу, то можно купить велосипед от 8 до 15 тысяч. Беспроблемно он служит полгода, потом нужно что-нибудь менять, что-то подтягивать. А если брать велосипед для агрессивного катания, т.е. прыжки различные, лестницы, трюки, то цена здесь от 15 тыс.р., хороший велосипед будет стоить 20 тыс. и выше.

У нас в городе очень плачевная ситуация с ремонтом велосипедов. Негде отремонтировать, разве что какие-то мелочи могут починить в "Хмастере" или "Высшей Лиге". Если же требуется заменить какие-то детали, не говоря о более крупных поломкам, то у нас кроме Лени Поршукова этого никто не делает. У него есть куча ключей, он привозит множество деталей и сам непосредственно занимается ремонтом. Также сам привозит велосипеды. А то у нас хорошую машину купить практически невозможно. Нормальные велосипеды, если и есть, то, как правило, очень дорогие, а за такую же цену в том же Иркутске можно купить велосипед по качеству раза в три получше. Кстати, бизнесменам на заметку! Мода на байки будет распространяться все больше и больше — уже вся Европа пересела на этот экологичный и полезный для здоровья транспорт — так что осваивайте нишу!

Учеба длиться дольше, чем в автошколах

Практически все байкеры учатся с видео, так как у нас пока не у кого учиться. В Улан-Удэ пока нет крутых экспертов в этом деле. В Москве за полгода можно стать крутым байкером, у нас на это требуется три-четыре года. На сегодняшний момент существуют несколько сложившихся команд байкеров. С каждым годом влиться в команду все труднее и труднее. Поскольку уровень катания растет и велосипеды у нас с каждым годом все более дорогие. Новичкам за нами просто не угнаться. Есть отдельные от нас группы начинающих байкеров, которые также собираются и устраивают свои "покатушки". Есть и самодеятельные умельцы. Однажды зимой, на соревнованиях по сноуборду, я познакомился с парнем, как оказалось, он купил триальный велосипед и катался на нем дома, у него двухкомнатная квартира, одна комната жилая, а во второй он катался на велосипеде. У него было видео, по которому он и занимался, отрабатывая различные трюки. Сейчас это один из самых умелых байкеров в городе.

Даун-хилл, кросс-кантри и т.д.

— Время от времени мы проводим соревнования. Есть различные дисциплины. Основной — это даун-хилл (downhill/DH), скоростной спуск, например 800 метров нужно пролететь за определенное время. Современные трассы скоростного спуска очень сложны и опасны. Трассы изобилуют "изюминками" вроде корней, камней, отвесных спусков, извилистых участков, проложенных между деревьями и трамплинов. Опасная очень дисциплина, но куча эмоций. Этапы у нас проходят и в городе, и за городом, на Аршане, на Тологое. Мы стараемся находить новые места.

Есть дисциплина кросс-кантри, тоже у нас основная, это длинная дистанция в 5—6 км. Ее нужно на время преодолеть. Кросс-кантри (cross-country/XC) — гонки по пересеченной местности. Кросс-кантри на сегодняшний день обладает статусом олимпийского вида спорта.

И третья дисциплина у нас, как правило, новая или добавочная. Например, ап-хилл — заезд в гору, тrial -преодоление различных препятствий. В зависимости от происхождения препятствий различают естественный (валуны, стволы деревьев, выходы скал и т.д.) и индустриальный (тумбы, бочки, ящики, кузова машин) триал. И, наконец, фрирайд (freeride). Это самый распространенный и самый разнообразный на сегодня стиль. Он включает в себя все вышеописанные дисциплины.

Это суперпопулярно во всем мире

— У нас в планах открыть специализированный магазин по продаже и ремонту горных велосипедов. Также хотим издавать журнал о велосипедах в целях популяризации. Это будет первый местный журнал, где можно будет прочитать все, что касается велосипедов. Кроме того, наши ребята будут ездить на различные областные соревнования. Нужно поднимать уровень за счет общения и обмена опытом с байкерами из других городов. Уровень наших соревнований постоянно повышается, появляются различные спонсоры. Возможно, в недалеком будущем все это перерастет в большое и заметное мероприятие. В общем, развитие идет и практически по всем возможным направлениям. Главное, что я для себя понял, необходимо брать инициативу в свои руки. Никто ничего для нас не сделает, если мы сами не будем шевелиться.

В других странах велосипед это просто средство передвижения. Причем суперпопулярное. У нас же это роскошь, не каждый может себе позволить современный велосипед. Когда я был в Нью-Йорке, то не раз видел бизнесменов, которые ездили на велосипеде от дома на работу. Многие профессии на Западе немыслимы без велосипеда, например, почтальоны или развозчики пиццы. В крупных городах гораздо удобнее иметь велосипед, чем автомобиль. Многие используют велосипед вместо утренней зарядки с пробежкой. Это гораздо приятней, сильнее ветер, больше эмоций, больше впечатлений.

В Нью-Йорке один или два раза в месяц устраивают день, когда перекрывают улицы и по ним могут ездить только велосипедисты. В нашем городе мы тоже как-то раз пытались дорогу перекрыть. Нас было шесть человек, мы разбились по парам, образовав мини-колонну, так и катались.

В Монголии этот спорт развит лучше, чем у нас. Горные велосипеды там дешевле, ремонт тоже не проблема. И, соответственно, байкеров там гораздо больше, чем в Улан-Удэ. В Китае же велосипед — национальный вид транспорта, он есть практически у каждого.

С велосипедом не страшны никакие пробки, гораздо быстрее можно добраться до нужного места, нежели на машине или метро. У нас в городе я на велосипеде езжу в университет. А как-то раз нужно было на почтамт, так я от БСМП до Сухэ-Батора добрался за 10 минут, когда на маршрутке все 15 получается.

Понятно, что велосипед неизбежно придет как массовый вид транспорта и в Бурятию. И совсем неважно, дорогой или дешевый у вас байк, принимаете ли вы участие в соревнованиях и насколько жестко катаетесь, главное — ощущение движения, здоровья и свободы!

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.