Фотоискусство "на грани"

"Искусство на грани" — именно такой фразой можно охарактеризовать общее впечатление от выставки работ молодых улан-удэнских фотохудожников, прошедшей в Иркутске.
A- A+

Выставка "Фото-арт-студии Сергея Примакова" в Иркутске была инициирована директором художественной галереи Еленой Дмитриевной Ерматович. Имея возможность ознакомится с творчеством молодых бурятских фотографов ранее, она посчитала, что подобная экспозиция будет интересной для иркутских поклонников искусства светописи. Идея понравилась культурнодосуговому центру "Художественный", который и предоставил бесплатно свои залы для размещения выставки. Таким образом, иркутяне в течение всего августа имели возможность созерцать фотоработы своих соседей.

Демонстрация фотографий молодых улан-удэнцев сразу вызвала широкий интерес, так как, по словам председателя иркутского фотообщества Игоря Серохина, подобных фотовыставок в Иркутске еще не проводилось. В представленной экспозиции не было и намека на традиционные фотографические жанры. "Мистическое фото", "концептуальный эксперимент", "гламурный метафоризм", "театральная психоделия" - - так обозначили свое творчество Стас Кадрулев, Екатерина Кравцова, Александра Федорова, Ирина Ертаханова и Настя Петрова. Уже из этих определений очевидно, что для молодых людей фотография — не столько способ отразить мир во всем своем многообразии (традиционное назначение фотографии), сколько попытка интеллектуального самовыражения.

Многим такой новаторский для Иркутска подход к фотографии пришелся по душе. Фаворитом стал Станислав Кадрулев, чьи работы привлекли глубиной философского содержания. Фотографии девушек были отмечены яркостью образов, обилием стилистических решений.

Лестные отзывы прозвучали и от старших мастеров светописи. Иркутский фотохудожник Иван Гуровна признался: "Мне нравится раскрепощенность авторов при создании фотографий. Я очень люблю посещать выставки молодых фотографов: в своем творчестве они свободны от штампов, которыми грешат многие профессиональные фотохудожники".

И все-таки общее мнение о выставке не получилось однозначным. Другая полярность оценки смелых экспериментов наших земляков была обозначена в день закрытия экспозиции, когда было организовано специальное обсуждение фоторабот. Члены иркутского фотографического общества сочли, что улан-удэнцы в своем стремлении к самовыражению все же перегнули палку. Самодостаточность мира, разноцветие человеческих эмоций, сама жизнь во всей своей многоликости оказались незаслуженно забытыми, что начисто лишает снимки такого тонкого качества как душевность, посчитали участники дискуссии. "Искусство, идущее от ума, от заданной темы, а не от души — формалистично, и никогда глубоко не тронет", — выразил Валерий Попов свою точку зрения, которую поддержали и некоторые другие мастера фотографии. Фотохудожницу Марину Свинину неприятно изумила "мрачность" фотографических сюжетов, отсутствие проявления женского созидательного начала в творчестве девушек. В целом большинство из представителей старшего поколение иркутских асов фотографии, столкнувшееся с несколько агрессивным проявлением своего авторского "я", не приняло творчества молодежи, на сей раз "не подающей надежды".

Такая разница оценок творчества наших молодых фотографов, по мнению их сверстников из Иркутска, — это банальный конфликт отцов и детей. Сегодня, с развитием цифровых технологий, фотография стала доступней, хороших и интересных снимков — больше, и из-за этого светописцы нового поколения, движимые естественным желанием отличаться, нередко ищут новые формы. Что касается "мрачности", то драматизация в восприятии мира свойственна молодежи с присущим ей максимализмом. Поэтому и получилось, что выставка улан-удэнцев оказалась ориентированной лишь на определенный возраст.

Руководитель студии Сергей Примаков выразил надежду, что его подопечные, получив такой опыт критики, прислушаются к мнению старших, и их дальнейшие фотоработы будут приятны сердцу более широкого в возрастном плане контингента.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.