Апостольская церковь пытается вернуть себе БАМ
Сектанты или православные?
Север Бурятии на протяжении целых столетий своей истории для традиционных религий был полем напаханным. В совсем давние времена религиозно окультуривать было практически негде и некого: тайга дремучая кругом и немногие коренные северные жители, молившиеся чему-то своему. В советское время в годы освоения севера Байкала вплоть до строительства БАМа помышлять о Боге было кощунственно, с точки зрения кодекса строителей коммунизма.
С развалом социализма и постройкой северо-байкальской ветки БАМа у тамошних жителей появилось масса свободного времени и полная неопределенность в собственном будущем. Одни бамовцы поспешили уехать, другие попытались работать и выживать в новых условиях, третьи — уйти в перманентный запой. А иные вспомнили о Боге.
В 1991 году в Северобайкальске стихийно возникла община верующих, которая назвала себя Апостольской православной церковью (АПЦ). Основатели АПЦ, вероятно, люди не бесталанные, ибо буквально за несколько лет общины и приходы распространились в городах и поселках по всей бурятской ветке БАМа.
Некоторое время АПЦ существовала автономно. Но затем ее общины и приходы вошли в состав старообрядческой церкви. Епископ старообрядцев Силуян даже "командировал" на север Бурятии двух священников. Но, как выяснилось, совсем ненадолго. До высших сановников старообрядцев дошли слухи, что АПЦ ведет себя неподобающе. В Москве была создана высокая комиссия для проверки деятельности АПЦ. Визит в Бурятию закончился большим церковным скандалом. Старообрядцы решили, что Апостольская православная церковь просто мимикрирует под них. Конфликт был настолько сильным, что комиссия ретировалась, спасаясь от рукоприкладства адептов АПЦ, при этом захватив с собой все церковные атрибуты старообрядчества.
Совсем в изоляции жить адептам АПЦ, видимо, не хотелось. В 2002 году они попросились войти в качестве прихода в состав Московской патриархии. С этой целью на бурятскую ветку БАМа съездил священник Михаил Литвинов — представитель Бурятского благочиния Читинско-Забайкальской епархии РПЦ МП. Но союза АПЦ с Московской патриархией не получилось.
"Верующие АПЦ позиционировали себя как старообрядцы, — объяснил "Номер один" Михаил Литвинов. — Мы могли бы контактировать, вместе работать. Гонений никаких не могло быть. Но объединяться с ними не возможно. Старообрядческая церковь находится вне канонов Московской патриархии. Объединиться можно было только в одном случае — если они придут в церковь, примут крещение".
Но все это не главное. Священник Михаил подчеркивает, что Апостольская православная церковь — это псевдоправославная тоталирная секта. По его мнению, любая религиозная организация, будь она православной или старообрядческой, является самоидентичной, то есть имеющей традиции, передающей их из поколения в поколение. В случае с АПЦ этого не было.
Опять же по информации священника Михаила, адепты, которые прекратили свои отношения с АПЦ, рассказывали, что в приходах имеет место сугубо тоталитарный стиль общения. Беспрекословное подчинение. Четкая грань, которая существует между тем миром вокруг и тем, который снаружи: "все адское и бесовское".
За любое нарушение внутреннего распорядка следовали наказания, например, в виде принудительных работ, или лишения пищи. Кстати, там полностью запрещено есть мясо. В общем все приемы, которые используются для контроля за сознанием, были применимы. По своей тоталитарности АПЦ, по словам священников, нисколько не уступает знаменитому Белому Братству Виссариона.
Убийства и массовый исход
При всем отношении Московской патриархии РПЦ к Апостольской православной церкви, недовольство ее деятельностью обозначалось только на внутреннем церковном уровне. К государственным, тем более к правоохранительным структурам по поводу деятелей АПЦ никто не обращался. Тем не менее, у прокуратуры Муйского района в начале 2000-х годов накопилась масса вопросов.
Впервые вопрос целесообразности деятельности АПЦ в Таксимо, где находился ее центр, из мирских подняла местная студия телевидения. В результате следственных действий руководство АПЦ обвинялось в малопривлекательных вещах, например, ношении оружия, экстремизме.
Несмотря на выступление в качестве свидетелей со стороны обвинения бывших адептов АПЦ, доказать наличие уголовных преступлений не удалось.
Тем не менее, руководство и активисты АПЦ к 2003 году были вынуждены уехать из этих мест. Существует две версии причин схода. Первая — основатели АПЦ и их подвижники практически бежали, опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов. Вторая — представители АПЦ — настаивают, что с середины девяностых годов на них и прихожан оказывалось гласное и негласное давление: обстреливались и поджигались храмы, угрожали по телефону и, естественно, приписывался религиозный экстремизм. И вообще, по их мнению, с 1997 года при странных обстоятельствах были зверски убиты 11 служителей и активистов церкви.
Из центра АПЦ в Таксимо адепты разъехались в Братск, Иркутск, Красноярск, Читу, а руководство вообще эмигрировало на Украину. И все же, как констатирует священник Михаил Литвинов, на бурятской ветке БАМа остались представители этой церкви.
Как явствует из заявления зампредседателя церковного совета АПЦ г-жи Тиссен, "несмотря на исход с места образования Апостольской церкви, ее руководство не считает эту историю уже завершенной. В 2006 году о системной дискриминации в отношении приходов АПЦ в Бурятии заявило общероссийское движение "За права человека", Украинский Хельсинский союз по правам человека, а также Московская Хельсинкская группа".
Обратного пути нет?
На вопрос "Номер один", зачем АПЦ поднимает проблемы давно минувших дней, священник Михаил в качестве ответа предположил, что, сделав паузу в несколько лет, руководство АПЦ пытается вернуть утраченные на севере Байкала позиции.
Тем временем после описанных выше событий в последние годы в Таксимо, Новом Уояне, Северобайкальске, Нижнеангарске появились храмы и образовались приходы Московской патриархии РПЦ.
Таким образом, пока в этой истории можно сделать два вывода. Во-первых, впервые на территории Бурятии в последние годы группа людей пыталась самореализоваться посредством создания религиозной центра и разветвленной сети общин и приходов, и это удалось, что любопытно. Вовторых, несмотря на активную поддержку правозащитников, возможный шум за рубежом и даже иски в Страсбургский суд ( есть небезуспешные прецеденты такого рода у защитников АПЦ), шансов вернутся на просторы Северобайкалья да и вообще в Бурятию для успешного проповедования своих ценностей у Апостольской православной церкви практически никаких. Говоря мирским языком, "ниша занята".