Правительство Бурятии запуталось

Реконструкцию театра оперы и балета и едва начавшееся строительство театра русской драмы сотрясают нешуточные скандалы. "Номер один" уже сообщал о признании недействительным конкурса по выбору подрядчика строительства русского драмтеатра на сумму 586 миллионов рублей. Другие республиканские СМИ рассказывали о чудных делах во время поиска подрядчика на театр оперы и балета. В результате объяснения пришлось давать главе республике Леониду Потапову во время посещения стройплощадок. Но после комментариев президента, чиновников и последующих за ними событий ситуация окончательно запуталась.
A- A+

Напомним, что две недели назад Арбитражный суд Бурятии выявил такие очевидные нарушения во время проведения конкурса по выбору подрядчика на реконструкцию кинотеатра "Дружба", что ему ничего не осталось как признать его недействительным. Для правительства решение суда было пренеприятнейшим известием, близким к нокауту. Судьи фактически признали, что чиновники не смогли грамотно распределить более полумиллиарда федеральных рублей. Похожим образом УКС министерства строительства Бурятии раздал подряды на общую сумму 1,247 миллиарда рублей. Причем деньги эти уже осваиваются победителями конкурсов, которые могут быть оспорены. К тому же Федеральная антимонопольная служба по Бурятии признала факт административного правонарушения в "конкурсном" деле.

16 апреля на брифинге заместитель министра культуры Сергей Добрынин согласился с решением суда, сказав, что конкурс прошел с нарушениями. Поэтому, по его мнению, из-за организации нового конкурса сроки строительства заметно увеличатся.

Но ни "виновник торжества" — УКС, ни победившая в конкурсе на реконструкцию кинотеатра "Дружба" фирма "Стамстрой" на решение арбитражного суда не обратили никакого внимания. За прошедшие полмесяца "Стамстрой" активно занимался сносом остатков "Дружбы", осваивая выделенные правительством Бурятии деньги.

Решение не прекращать работу на спорном объекте принималось, видимо, на самом "верху". Так как в тот же день, 16 апреля, во время посещения стройки Леонид Потапов сообщил тем же журналистам противоположное утреннему комментарию г-на Добрынина:

— Что касается русского драмтеатра, то мы подали кассационную жалобу. Как вышестоящая инстанция решит, мы не знаем. Но работы ведем полным ходом, финансирование осуществляем в полном объеме. Если же нас суд не поддержит, будет новый конкурс на оставшиеся работы. Из-за проблем с тендером осложнений в строительстве русского драмтеатра не будет.

Правовой нигилизм

С такой постановкой вопроса не согласен директор Республиканской тендерной компании Сергей Палхаев, который в Арбитражном суде оппонировал УКСу:

— Я называю это правовым нигилизмом. Нарушается часть 2 статьи 162 Гражданского кодекса России. В решении же черным по белому написано — обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. А это как минимум приостановление действия государственного контракта до результатов рассмотрения апелляционной жалобы. В соответствии с Гражданским кодексом недействительность сделки начинается с момента подписания договора.

Ведь в случае если апелляционная и кассационная инстанции подтвердят обоснованность решения Арбитражного суда Бурятии, то ООО "Стамстрой" будет обязано полностью вернуть бюджетные деньги, независимо от объема выполненных работ, а текущее осваивание "Стамстроем" объемов будет считаться нецелевым использованием бюджетных средств. Таков закон.

Деньги в любом случае должны вернуться в федеральное казначейство. А кто же в таком случае заплатит "Стамстрою" за уже выполненную работу в десятки миллионов рублей? По мнению Сергея Палхаева, ответ один — правительство Бурятии, которое несет субсидиарную ответственность за действия УКСа, а в конечном итоге — рядовые граждане, налогоплательщики. Кстати, юристы "Стамстроя" уже пытались привлечь правительство Бурятии в качестве соответчика на прошедшем судебном процессе. В общем, "все смешалось в доме Облонских".

Работы по реконструкции оперного театра, как заверяют строители, также идут в полном ходом. Но опять же Леониду Потапову и его подчиненным, кроме получения удовлетворения от строительных процессов, пришлось объяснять журналистам таинства выбора подрядчиков на объекты ценою в сотни миллионов рублей.

Республиканские СМИ сообщали, что в конце 2003 года управлением капитального строительства Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РБ был проведен открытый конкурс. Из четырех претендентов на реконструкцию театра была выбрана московская фирма под названием "Арман-М". Почему-то позже стало известно, что выбранный на конкурсе генподрядчик ООО "Арман-М" не имеет в Улан-Удэ практически ничего, даже местного счета. Эта фирма никогда не занималась реставрационными работами объектов культурного наследия и памятников старины. У них не было обязательной в таких случаях лицензии на подобного вида работы.

В течение нескольких лет вокруг выбора строителей для ремонта главного театра много чего любопытного происходило, -. в результате на реконструкции без конкурса закрепилась уже упоминавшаяся улан-удэнская компания — ООО "Стамстрой". Когда Леонида Потапова спросили, будет ли до конца работать на реконструкции нынешняя строительная команда, то он ответил:

— Если нас поддержат вышестоящие инстанции (видимо, судебные. — прим. ред.), то строить и русский драмтеатр, и оперный будет "Стамстрой".

Но вместе с этим журналисты неожиданно узнали от подчиненных президента, стоявших рядом с ним, что "генподрядчиком ремонта театра оперы и балета на сегодняшний день является управление специального строительства по территории 9, точнее представитель этой генподрядной организации — управление строительства 93. У него по субподряду работают восемь организаций. В том числе и "Стамстрой". От такой конструкции у присутствующих репортеров захватило дух настолько, что вдаваться в подробности этих "загогулин" ремонта оперного никто не решился. Окончательно нагнала тумана фраза, брошенная одним из министров: генподрядчик располагается в Красноярске.

Высокие гости довольны

Тем не менее, высокие гости были довольны произведенными работами. Первый пусковой комплекс будет сдан в третьем квартале этого года. В него входят вся новая инженерная инфраструктура, южное, западное и восточное крылья и терраса, а эксплуатироваться он будет с сентября. На этот год выделено 220 миллионов рублей, из них 40 — из республиканского бюджета, остальные — федеральные. В последующие годы в ремонт театра будет вложено еще 600 миллионов рублей, из них две трети пойдут на реставрацию люстр, бра, куполов и так далее.

Зато недовольной оказалась директор театра Людмила Намсараева. После того, как стройплощадку покинули Леонид Потапов и другие высокопоставленные лица, в том числе ее непосредственный начальник — министр культуры Владимир Прокопьев, она провела импровизированную пресс-конференцию, которую начала словами:

— До 2010 года труппа театра просто не выдержит — она разбежится.

После чего журналисты с удовольствием выслушали настоящий шквал критики по отношению к только что уехавшему руководству республики, представителей ведомств строительства и культуры:

— Мы с тревогой воспринимаем этот срок строительства. Отсутствие площадок, кочевой образ жизни ведут к потере профессиональной творческой формы. Восточное и западное крыло, которое строители обещали сдать в августе этого года, — это хоровой класс, балетный класс. Это конечно хорошо. Но почему реставрационные работы не начаты? Красивые уникальные театральные кресла уже год хранятся в грязи, в пыли. Параллельно можно было реконструировать те же кресла, занавес и многие другие вещи.

Кроме того, как выяснилось, Людмилу Намсараеву не впечатляют строители:

— Дирекция и коллектив театра видит, как здесь ведутся работы. Нас не удовлетворяет квалификация рабочих. Нас очень волнует специфика театра. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что полы в балетном зале должны соответствовать современным технологиям строительства именно театральных зданий. Об этом сейчас не было сказано, но нас беспокоит техника сцены — звук и свет. Не будет ли нарушена ли уникальная акустика нашего здания?

Таким образом, в течение одного дня журналисты, желавшие узнать информацию из первоисточников, получили массу разнообразной, но крайне противоречивой информации. Высокопоставленные чиновники с каким-то мазохизмом опровергали друг друга.

Складывается ощущение, что театральные скандалы стали настолько неожиданными, что в правительстве до сих пор не могут не только выработать единую политику по выходу из кризисов, сложившихся в театрах, но и сформировать хоть какуюнибудь логичную информационную поляну. За действиями чиновников в непривычной ситуации форс-мажора наблюдать любопытно, но не до такой же степени.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.