Республика теряет уникальные кинолент

Количество кинолент, хранящихся в фильмохранилище "Буряткино" снизилось до 4418 штук. Инвентаризации, проходящие время от времени в этом единственном в Бурятии государственном фильмофонде, показывают, что кинобогатство республики тает стремительными темпами. Раньше фонд был намного больше. Будучи помещенной в невыносимые условия, кинопленка очень быстро теряет свое качество. Приходится списывать одну ленту за другой. Большинство кинохроник и картин — на грани уничтожения. Через пару лет Бурятия станет республикой, которая ничего не помнит.
A- A+
На километрах 35-миллиметровой кинопленки запечатлена

история республики. Сегодня она оказалась никому не нужна.

Глядя на то, как под крылышком государства живет этот

фильмофонд, остается ужасаться. Ухитриться еще существовать

под такой опекой — настоящий подвиг.

Нынешнее "Буряткино" — наследник славных традиций былого

"Буряткиновидеопроката". Учреждение с этим длинным названием

много лет занималось сохранением и развитием

республиканского кинофонда, прокатом фильмов в районах

республики и другой работой в этой сфере.

"Буряткиновидеопрокат" был реформирован 29 декабря 2003

года, под самый Новый год. Но, как показала жизнь, этот

формальный шаг не оказал никакого влияния на киносудьбу.

Концлагерь для фильма

В фонде хранится множество фильмов. Самых разных —

художественных, документальных. Кинолетопись Бурятии, по

самым разным направлениям: спорт, медицина, наука, культура,

образование советского времени, и не только в Бурятии. Здесь

же — фильмы о выдающихся деятелях Бурятии. Конечно, есть

советская классика.

Кинобогатство республики хранится на длинных стеллажах.

Абсолютно все ленты — на пленке. Бобины уложены в круглые

металлические банки и напоминают гигантские консервы. Коегде

банки уложены по несколько штук в контейнеры. Пополнений

здесь почти не бывает. За полтора года сюда помещено всего

четыре фильма.

На каждой банке — ярлык с указанием названия фильма. Для

порядка весь фильмофонд рассортирован в алфавитном порядке.

Единственное, с чем пока хорошо, — места для стеллажей

достаточно. "Списанные фильмы освободили место", — грустно

констатирует Любовь Истаева. Хранилищ тут два. Причем все

хранится в одном. Другое полностью свободно и пребывает в

аварийном состоянии.

Температурный режим нарушен, благ цивилизации, к сожалению,

нет, условия экстремальные. Любая пленка имеет свой срок

хранения. Когда не поддерживается нормальный температурный

режим, срок хранения становится еще меньше. Ситуация

катастрофическая. Надо восстанавливать коммунальное

хозяйство. Здесь даже крыша уже начинает протекать. Хорошо,

что не над хранилищем фильмов, а над другими помещениями.

Телефон у "Буряткино" отключен из-за задолженности.

Электричество в помещениях также отключено. Сейчас даже и не

вспомнить, когда учреждение осталось без него: эпоха

электрификации завершилась здесь несколько лет назад.

Отопления в "Буряткино" отсутствует, как и прочие блага

цивилизации. Нет ни централизованного, ни автономного.

Централизованное отключено около десяти лет. Взамен него

учреждение планировалось перевести на автономное

теплоснабжение. Однако проект остался незавершенным,

опятьтаки по причине отсутствия средств.

Если нынче не решить вопрос ремонта крыши,

электрооборудования, не создать нормальный микроклимат, то

неизвестно как пленки переживут следующую зиму. Многие ленты

буквально на грани.

Здесь не осталось ни одного работника

Работающих людей в "Буряткино" нет ни одного! Следить за

фильмофондом некому. В штате "Буряткино" осталось меньше

десяти человек. Все они находятся в административных

отпусках без содержания. Работники многие годы ждут лучших

времен, а их все нет и нет.

Температура в хранилище колеблется в зависимости от

температуры воздуха на улице. Зимой резко холодает, к лету

температура, естественно, повышается. Благо, что у

фильмохранилища очень широкие, толстые стены и нет больших

окон. Вопрос с финансированием — катастрофический.

В прошлом году вроде для проката в сельских районах Бурятии,

деньги еще выдавались. Но в нынешнем году деятельность

киноустановок практически приостановлена. К тому же в

районах переходят на цифровые технологии.

Укомплектовавшись DVD, сельчане переходят на качественно

новую, цифровую, высоту. Одна из задач состоит в том, чтобы

перевести ленты, хранящиеся в фильмофонде, с пленки на

цифровые носители для следующих поколений. В конце 90-х

часть архива перевели на видеокассеты, но видеопленка тоже

не вечна. Оцифровка же даже не начата: необходимо

оборудование, перед оцифровкой надо отреставрировать ленту

— проблем много.

В республике между "Буряткино" и сельским прокатом

складывается технологический разрыв. Старые киноустановки

ломаются, новых не поступает. Сокровищница фильмофонда

становится недоступной — 35- миллиметровую пленку скоро

будет просто не на чем крутить.

Республика лишилась целой эпохи

На полках фильмофонда много чего нет. "Пробел в памяти"

велик — лет двадцать, наверное.

Приезд первого президента России Бориса Ельцина, проведение

первого после многолетнего перерыва Сагаалгана, возрождение

Сурхарбана, тайлганов, обнаружение нетленного тела хамболамы

Итигэлова, избрание первого президента РБ Леонида Потапова и

другие эпохальные моменты жизни республики на полках

фильмохранилища, увы, не найти. Рассказов об этих и других

событиях в "Буряткино" нет, потому что документальных лент

об этом никто не снимал и на хранение не передавал.

Федеральный закон устанавливает, что ведение кинолетописи на

сто процентов должно финансироваться из государственного

бюджета. Но в Бурятии на историю просто-напросто наплевали.

Если в негодность придет какой-либо известный российский

фильм, то в Москве можно заказать еще одну копию. Но с

лентами, рассказывающими о Бурятии, все сложнее. Раньше был

сибирский киноархив, он хранился в Иркутске. Многое, что

снималось в республике, было в том архиве кинохроники. Но

многие ленты остались только в данном фонде, и они

уникальны. К тому же сегодня прежнее сибирское отделение в

Иркутске уже не существует, и судьба его архива неизвестна.

Утрата каждой ленты, входящей в кинолетопись Бурятии,

разрушает историю республики. Наступает историческая

амнезия, вся трагедия в этом.

Сельчане хотят кино из космоса!

Раньше кинопрокат был очень разветвленной структурой, даже

не относившейся к министерству культуры. Был комитет по

кинематографии. В каждом районе работал кинотеатр, все это

относилось к "Буряткиновидеопрокату".

В Улан-Удэ в эту сферу пришли частники, а в селе никто не

работает. Вряд ли коммерсанты когда-нибудь поедут в

маленькое село, где соберут двадцать зрителей. Основная

масса сельчан оторвана от кинопроката, они смотрят телевизор

и DVD. Посещение кинотеатра, клуба — это не только просмотр

фильма, но и общение людей, их единение, общение. В районах,

в отделах культуры, практически не осталось специалистов по

кино. Хотя на селе это было самое массовое из искусств.

Восстановление ГУК "Буряткино" и сети кинопроката в сельской

местности откроет перед Бурятией космические перспективы в

прямом смысле этого слова.

Через спутниковую телекоммуникационную систему "Культура

КОМСАТ" можно адресно получать оцифрованные кино- и

видеофильмы из центра вещания, находящегося в Москве, —

прямо в региональные стационарные, а также мобильные

кинотеатры. В Бурятии фильм декодируется и показывается

столько сеансов, сколько согласовано с прокатчиком. Развитие

электронного кинематографа — путь к существенному снижению

себестоимости кинопоказа.

Сейчас в "Буряткино" из районов поступает множество заявок.

Просят ленты. Сюда же приходят предложения от различных

компаний, предлагающих фильмы. Но, увы, система находится в

состоянии паралича и упадка.

К тому же компании не дают прокатывать фильмы бесплатно.

Если фильм возьмет один район, то цена билета будет высока.

При централизованном прокате цена билета падает.

Два месяца назад в ГУК "Буряткино" был назначен новый

директор Любовь Истаева. "Районы, сельские поселения даже

готовы по мере возможностей выделять из районных бюджетов

деньги, чтобы у них возобновился кинопрокат. Министерство

культуры сегодня готовит программу развития кинематографии.

Она вызывает большой интерес", — говорит новый директор.

Опросы показали, что сельского зрителя особенно интересуют

хорошие советские фильмы, детские и молодежные, а также

последние кинохиты — российские и иностранные. С досугом на

селе, как известно, ситуация очень тяжелая. Районные власти

заинтересованы в прокате фильмов социальной направленности,

о наркомании, алкоголизме, которые не вызывают интереса со

стороны частного коммерческого проката. Однако обратят ли

когда-нибудь власти свое драгоценное внимание на эти

проблемы, как и в целом на катастрофу в ГУК "Буряткино" —

большой вопрос.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.