Бизнесмены устремились на зону

На прошлой неделе Правительство России одобрило создание в стране семи особых экономических зон туристко-рекреационного типа. Как известно, одна зона будет располагаться на территории Бурятии, поэтому на заседании федерального кабинета министров присутствовал Леонид Потапов.
A- A+

Предупреждение "в дружеской форме"

Судя по комментариям в центральных СМИ, обсуждение этого вопроса прошло спокойно. Федеральные министры после стратегического решения в недрах Минэкономразвития в конце прошлого года особых возражений не представили. Правда, министр финансов Алексей Кудрин попытался оппонировать. Он заметил, что объемы финансирования из федерального бюджета по годам так и не определены. И, по его мнению, в настоящее время есть более важные, чем создание туристских зон, проекты инфраструктурного строительства, которые недофинансируются. Отсюда и предложение — отложить строительство ряда зон на три года, "а затем в ударном темпе их построить".

Коллеги по правительству такое неожиданное предложение Кудрина не поддержали и зоны разрешили.

Но Леонида Потапова, равно как и других региональных лидеров, премьер-министр РФ Михаил Фрадков решил напоследок, как он это любит, предупредить в дружеской форме о персональной ответственности: "Вы свою ответственность понимаете, потому что если мы оконфузимся здесь, то будет совсем другая картинка. Это такое предупреждение в товарищеской форме".

Таким образом, для официального старта беспрецедентного проекта на территории Бурятии остается только дождаться постановлений правительства России о создании зон. Не исключено, что будет семь постановлений, по каждой зоне отдельно.

Руководство приедет из Москвы

Как объяснил корреспонденту "Номер один" начальник недавно созданного отдела по управлению особыми экономическими зонами Минэкономразвития РБ Игорь Оленников, после выхода постановления федерального правительства в течение двух недель возможно подписание еще одного основополагающего документа. Трехстороннее соглашение между правительствами России, Бурятии и администрацией Прибайкальского района определит полномочия сторон и, собственно, кто и за что будет отвечать в этом проекте.

Следующим шагом будет создание "управляющей компании", которая займется аккумуляцией средств, их тратой, организацией подрядных работ, выбором инвесторов и так далее. Если все пойдет по плану, то появления управляющей компании надо ожидать в марте-апреле этого года. Как отметил Игорь Оленников, учитывая федеральный статус проекта, руководство компании будет, скорее всего, московским. А в остальной штат менеджеров будут набирать из представителей Бурятии.

Кроме управляющей компании, согласно закону, будет создаваться Наблюдательный совет, в который войдут представители управляющей компании, республики, администрации района, общественные организация, инвесторы — они будут контролировать работу компании и расходование средств.

Бизнес очень быстро среагировал

Пока ясно, что транспортная инфраструктура: дороги, линии электропередач, водоводы, канализация будут построены за счет государственных средств.

Проведение опто-волоконной линии связи сначала планировалось на государственные деньги, но, по словам Игоря Оленникова, сейчас есть основания полагать, что оно будет осуществлено за счет частных источников.

И вообще, как отмечают в Минэкономразвития Бурятии, бизнес очень быстро реагирует на факт появления зоны. Во-первых, не последнюю роль в победе сыграл имеющийся пул из 33 резидентов (инвесторов), которые уже изъявили свое желание вкладывать деньги в проект. В Москве в ходе конкурса было объявлено о 43 миллиардах рублей частных инвестиций. В Минэкономразвития отказались обнародовать список потенциальных инвесторов, сославшись на конфиденциальность информации.

Любопытно, что пропорция 1 к 4 (10 миллиардов государственных и сорок с лишним частных в Бурятии), образовалась у большинства регионов-победителей, независимо от величины госвложений. При этом никакой установки об объемах частных инвестиций правительство России не давало.

В отделе по управлению ОЭЗ Минэкономразвития республики отмечают, что после объявления результатов конкурса каждый день к ним обращаются не менее 3—4 бизнесменов с предложением сотрудничества. Информация по ним собирается, -. реально заниматься инвесторами и делать из них выбор будет управляющая компания.

Байкальскую землю в конце концов выкупят

Земельный вопрос Особой экономической зоны никаких проблем не сулит. Вся земля под зоной сугубо федеральная. Именно для того, чтобы избежать всех возможных неувязок с собственностью на землю, за территорией зоны оказались населенные пункты Прибайкальского района: Котокель, Гремячинск, Турка и так далее. Они расположились прямо на границе. В самой зоне земля будет отдаваться инвестору в долгосрочную аренду на конкурсной основе с правом выкупа (в федеральном законе об ОЭЗ порядок выкупа расписан), но имущество, построенное на арендуемой земле, будет уже принадлежать инвестору. Конкурсы будут проводиться после того, как управляющая компания проведет планировку земельных участков и сделает землеотводы. Но это будет еще нескоро.

Быть ли бурятскому Куршавелю, узнаем после выборов

По планам Минэкономразвития, в этом году начнется разработка проектно-сметной документации на строительство дорог, линий электропередач, других объектов инфраструктуры. Надеются, что непосредственно строительные или лесотехнические работы начнутся или в конце этого года или в следующем. Все будет зависеть от того, когда начнет работу управляющая компания - - ведь она будет определять, в том числе, и сроки работ.

В любом случае только после выборов в местный и федеральный парламент мы узнаем, насколько серьезны намерения правительства, перейдут ли они в конкретные дела и не ограничится ли вся затея, как это не раз бывало перед выборами, лишь проектно-сметной документацией. Пока же нам около года придется довольствоваться "морковкой" в виде радужных перспектив.

А тем временем, на прошлой же неделе чиновники министерств экономразвития и природных ресурсов Бурятии впервые съездили на место будущего бурятского Куршавеля. Пока там стоит глухая нетронутая тайга и снег в человеческий рост. По Баргузинскому тракту в районе моста через Хаим есть отворот — грунтовая разбитая дорога ведет, видимо, в светлое туристическое будущее, в Особую экономическую зону.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.