Эйфория прошла

Прошел почти год с победы Бурятии в конкурсе на право иметь у себя особую экономическую зону туристско-рекреационного типа. Первые недели событие праздновали и обсуждали, словно выиграли право на проведение Олимпиады. Затем восторги поутихли, и началась работа, в ходе которой выявилась масса сложностей. Нашлось немало скептиков, которые до сих пор не уверены, что в Прибайкальском районе может случится горнолыжный курорт мирового уровня. Этому способствовало то, что и новостей за последние месяцы про зону из коридоров власти поступает крайне мало. Но на это есть свои причины.
A- A+

Как сейчас развивается зона, каковы проблемы и пути выхода из трудных ситуаций — об этом "Номер один" рассказал руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ Анатолий Думнов.

— Каковы сегодня основные приоритеты в работе агентства по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкал" в текущем году?

— Основной задачей в этом году для нас было разработать концепцию развития зоны по участкам. Напомню, что территориально внутри зоны определены семь участков. По каждому из них надо сделать концепции развития. Что такое концепция участка? Мы должны знать, в какой туристической направленности будет работать тот или иной участок, каков будет объем туристов и какова будет инфраструктура участка.

Следовательно под концепцию попадает планировка всей территории, определение туристических приоритетов: например, на том участке будет горнолыжный курорт, на этом морской порт, здесь только отели. Зная количество тех же гостиниц, даже количество номеров в них, можно делать проект по потреблению электроэнергии. Исходя из участков, складывается вся картина — сколько электрической энергии необходимо зоне. Дальше принимаются решения, какова будет линия электропередач, где будут подстанции и так далее.

Кроме обеспечения электричеством, в концепцию входит и транспортные решения. Параллельно сразу должен решиться вопрос — какие водозаборные сооружения необходимо создать, как будет решаться вопрос утилизации отходов.

Но учитывая что территория зоны "Байкал" очень велика, а участков целых, семь, то разработать концепцию по всем в этом году не получилось. На "выходе" стоят концепции двух участков — местности "Пески" (около Турки) и само село Турка, где будет морской порт. По остальным пяти участкам работа планируется в следующем году.

— Происходят ли структурные изменения в работе зоны? Уже прозвучало, что в ее создании примет активное участие бывший министр строительства Бурятии Николай Быков.

— Осенью в Москве было принято несколько серьезных решений. Создано территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также филиал ОАО "Особые экономические зоны" по Бурятии.

На сегодня все документы по созданию ОАО "ОЭЗ" есть, в том числе зарегистрирован филиал на территории Прибайкальского района. Учредителями являются три стороны — федеральное правительство, республиканское и муниципальное образование в лице Прибайкальского района. По сути, это прообраз управляющей компании для ОЭЗ в Бурятии, о которой много говорили в начале нынешнего года. Филиал возглавил Быков Николай Иннокентьевич.

Несмотря на единство целей, сразу надо провести разницу между двумя структурами. Агентство разрабатывает стратегию развития Зоны организует взаимодействие между различными ведомствами, начиная с федеральных структур, работой с резидентами. А созданный филиал ОАО ОЭЗ по Бурятии будет заниматься вопросами строительства инфраструктуры на территории Зоны за счет бюджетных средств. То есть на него возложена задача освоения государственных денег.

— Еще в начале года были достаточно острые споры по поводу долей в будущей структуре. Тогда ее называли управляющей компанией, сейчас ОАО.

— Доли в акционерном обществе распределены следующим образом — за федеральным центром закреплено 76,4 процентов общества. За правительством Бурятии — 23 и за Прибайкальским районом — 0,6 процента.

На мой взгляд это оптимальное решение. Для создания инфраструктуры зоны требуется колоссальный объем инвестиций — это более 13 миллиардов рублей. Работать на паритетных началах, например 50 на 50, для республиканского бюджета было бы очень обременительно, мягко говоря. Остановились на тех цифрах, при которых республика может профинансировать свою долю. Тем более, на мой взгляд, острой необходимости в блокирующем пакете, по большому счету, нет. У всех трех соучредителей акционерного общества одна цель — это создание особой экономической зоны на Байкале.

— С какими проблемами в создании зоны агентство сталкивается на текущем этапе в первую очередь?

— Есть масса проблем, которые не дают в полной мере развернуть работу на зоне. Например, это вопросы федерального законодательства. Оно ограничивает деятельность на побережье Байкала в рамках центральной экологической зоны. Но правительством Бурятии и "РосОЭЗ" уже проработаны поправки к Постановлению 643 правительства России "О перечне видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории".

Если они будут приняты, а вероятность этого достаточно велика, то в черте зоны можно будет заниматься туристическим бизнесом, строить туристические объекты, линейные объекты — то есть те же линии электропередач. Такая работа проведена. Нужны также поправки в Лесной кодекс и закон "О защите озера Байкал". Земли, на которых располагается ОЭЗ, должны "b., b(g%a*( переходить в разряд особо охраняемых территорий, иначе говоря, на них можно будет строить те или иные объекты. Сегодня получается, что на побережье строить ничего нельзя, в частности там, где стоит лес. Это пойдет на пользу и местным жителям и даже не в плане создания ОЭЗ, а в принципе.

— Экологические проблемы уже сейчас, на раннем этапе обсуждаются?

— Еще один важный момент будущей зоны — это утилизация отходов. Серьезный вопрос. Мы в любом случае должны обеспечить сохранность озера, чистоту побережья и лесов. Вариант здесь такой — создать две мусоросортировочные станции в районе высоты 1771 метр и бухты Безымянной.

После сбора там всех отходов в зоне они отсортировываются и автотранспортом направляются на мусороперерабатывающий завод в Улан-Удэ. В ближайшее время мы встретимся с руководством завода и проработаем схему, как это будет выглядеть на практике. На Байкале должно быть так же, как на мировых курортах, где вы не увидите мусора на пляжах и в лесу.

В этой связи можно сказать, что в любом случае земля в черте зоны будет сдаваться в аренду. Это, кстати, предусмотрено 116-м федеральным законом. Причем не только земля под отстроенными объектами. В любом случае прибрежная земля будет закрепляться за резидентами, и вся ответственность за его экологическое состояние ляжет на них. Со всей мерой ответственности. На конкурсе претенденты на работу в зоне будут обязаны объяснить, как они собираются поддерживать экологический порядок на конкретном участке. Вплоть до того, с кем они собираются решать вопрос утилизации того же мусора на берегу.

— На сегодня существуют финансовые проблемы у структур занимающийся созданием зоны на Байкале. Случаи недофинансирования?

— На сегодня проблемы нехватки денег нет. Финансовые вопросы по большому счету решены. Сегодня даже мы решаем вопрос переброски заложенных на этот год средств на следующий. Проводим переговоры и консультации с Минэкономразвития и Минфином.

— Есть ли отставания по срокам и другие форс-мажорные обстоятельства?

— Затянулась работа по концепциями. Уже говорил, что во многом это связано с большой территорией, на которой располагается зона "Байкал". Но в целом все идет по плану. Вперед паровоза ведь не побежишь. Нельзя начать строить объекты или тянуть линии электропередач без концепции.

Пока этап предварительный, и на нем не видно больших результатов. Работа бумажная, связанная с земельными участками и с законодательством. Отставание есть, но постараемся наверстать на будущий год. Эйфория от успеха прошла. И это естественно. Сейчас предстоит тяжелая работа, и эмоции должны отойти в сторону. Первые материальные результаты этой работы появятся не ранее, чем через несколько лет. И это надо понимать.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.