Канализация поссорила мэрию и авиазавод
Но справедливости ради надо отметить, что авиазавод исправно выполняет задачи по жизнеобеспечению населения.
Между тем, согласно действующему законодательству, водоснабжением, водоотведением, канализацией должны заниматься муниципалитеты, в данном случае мэрия Улан-Удэ. Но у администрации города свои проблемы — в том конце Улан-Удэ своих коммуникаций у муниципалитета нет. Поэтому логично наличие договорных отношений между субъектами в том числе с улан-удэнским "Водоканалом". Но договориться по канализационной проблеме не удается категорически.
С 1 января 2007 года функциями единого поставщика водоснабжения и водоотведения по Улан-Удэ был наделен "Водоканал". Тот предложил заключить договор, некоторые условия которого на авиазаводе расценили как "абсурдные, неправомерные и неприемлемые для себя". МУП предложил платить авиазаводу за весь объем стоков, выходящих из канализационных труб. Причем как за производственные стоки собственно предприятия, так и от населения.
Авиазавод возмутился таким предложением: прием и очистка стоков от населения уже заложена в тарифах на коммунальные услуги. Люди за это отдают деньги самостоятельно в качестве квартплаты, поэтому, по мнению пресс-службы авиазавода, "Водоканал" пытается получить двойную оплату одной и той же работы. То есть сначала жители Загорска платят "Водоканалу" по одиночке, а затем завод должен заплатить еще раз за всех оптом. Руководство завода подсчитало предполагаемые убытки и озвучило сумму в 50—70 миллионов рублей в год. Это очень серьезные деньги даже для авиазавода.
В общем, предприятие отказалось подписывать договор с МУП "Водоканал". После того как выяснилось, что стороны не могут договориться, в ситуацию вмешалась администрация Улан-Удэ. Распоряжением 657-р 22 июня этого года она устанавливает для авиазавода лимит вод, сбрасываемых в городской коллектор, на 2007 год до 6542,4 тысяч кубометров в год. Это объем включает в себя и стоки населения в том числе. Таким образом, мэрия попыталась заставить платить предприятие в приказном порядке.
В комментариях корреспонденту "Номер один" прессслужба завода была категорична: "Администрация города своими распорядительными документами создает почву для возникновения конфликтных ситуаций, которые приходится решать в судебном порядке".
Действительно, руководство предприятия подало на мэрию иск в арбитражный суд.
Судебный спор между градообразующим предприятием (тем более авиационным промышленным гигантом) и мэрией по поводу объемов отходов жизнедеятельности выглядит анекдотично, но заявленная сумма убытков в несколько десятков миллионов впечатляет. Руководство завода настроено решительно.
Авиазавод требует отмены постановления мэрии. Предприятие, видимо, приведет в качестве правоты много юридических доводов. Например, оно считает, что лимиты должны выставляться "Водоканалу", а совсем не авиазаводу. Кто прав в этой ситуации — решит суд.
Но и без того у предприятия есть очень веский аргумент. Согласно известному закону 131, именно муниципалитеты должны организовывать в том числе водоснабжение для своих жителей, а никак не коммерческие структуры. Улан-Удэнский авиазавод — это коммерческое предприятие, у которого волей случая в собственности оказались коммуникации. Он может распоряжаться ими по своему усмотрению. Вряд ли его руководители в ближайшее время пойдут на крайние меры в отношении жителей поселков. Зато они могут предложить мэрии проложить собственные коммуникации, например, до Восточного и в рамках 131-го закона решать свои сугубо муниципальные проблемы самостоятельно.