Бурятия стала прозрачней

В середине декабря в Москве состоялось официальное подведение итогов "Национального рейтинга закупок 2007". В нем принимали участие федеральные министерства и ведомства, все регионы России и часть муниципалитетов. А также крупные корпоративные заказчики, имеющие значительную долю государства и влияние на рынке. Республика впервые вошла в число регионов, где государственная закупочная деятельность была признана положительной. Но на фоне подобной радости присутствуют проблемы, решение которых не стоит откладывать, дабы подобные успехи не оказались мимолетными.
A- A+

Проект "Рейтинг прозрачности" осуществляет ежегодное составление рейтинга государственных и корпоративных структур по уровню прозрачности и эффективности процедур. Проект проводится национальной ассоциацией участников электронной торговли "НАУЭТ" при поддержке Федеральной антимонопольной службы России и Государственной Думы.

Бурятия по итогам рейтинга заняла 24 место и вошла в число регионов с высокой средней прозрачностью. Организаторы рейтинга специально отметили высокий рост прозрачности тендеров и аукционов в Бурятии за период второй половины 2006- -2007 годов.

В комментарии "Номер один" глава республиканского агентства по госзакупкам Егор Олзоев подчеркнул, что "подобные рейтинги — это, в первую очередь, система общественного контроля над проведением в стране государственных закупок, то есть рациональным использованием бюджетных средств. Надо честно признать, мы не особо готовились к этому мероприятию. Просто в установленные сроки отправили все необходимые документы, к тому же организаторам конкурса всегда была доступна информация с нашего официального сайта www.burzakup.ru".

Необходимо отметить, 24-е место вызывает положительные эмоции само по себе, но звание региона с высокой средней прозрачностью (ПР) куда эффективней. Во-первых, пользователями информации рейтинга является правительство России, в лице Минфина, МЭРТа, а также контрольные и надзорные органы — Счетная палата, Генеральная прокуратура. Да и потенциальные участники тендеров в республике выказывают в этом случае больше доверия к действующим организаторам конкурсов и тендеров.

Из всех регионов-соседей нашей республики только Томская и Омская области оказались выше Бурятии. Томск вообще в числе четырех лидеров по стране со статусом "гарантированная прозрачность" (ПР++). Непосредственные наши соседи — Иркутская, Читинская области — обладают базовой прозрачностью (ПР-) и находятся в рейтинге значительно ниже Бурятии.

Организаторами рейтинга было отмечено, что наиболее позитивные подвижки идут в регионах, где есть централизация закупок. Это в полной мере относится и к Бурятии, где за Агентством по государственным закупкам был закреплен статус "уполномоченного".

Иначе говоря, в регионах, где закупки до сих пор организовывают отдельные министерства и ведомства, эффективность относительно невысока, и в ряде случаев частные или ведомственные интересы превалируют над государственными.

Также большей прозрачности государственных закупок способствует введение электронных торгов. Как отметил Егор Олзоев, "в системе электронных аукционов у нас тоже есть определенные сдвиги. Проводить аукционы начали с прошлого года, и их количество постоянно увеличивается. При этом эффективность электронных аукционов в среднем в два раза выше обычных.

Кроме того, "Автоматизированная информационная система государственного заказа", о которой много говорилось, заработает, предположительно, в апреле следующего года. Учитывая итоги всероссийского рейтинга, Егор Олзоев считает, что систему "уполномоченного" органа в виде агентства по госзакупкам надо развивать. Но в этой связи возникают естественные трудности. Прежде всего — материальные и имущественные, как ни банально.

Пока существует нерешенный вопрос с физическим увеличением объема работ. В стране появилось достаточно денег, бюджетные вливания в том числе в Бурятию, растут ежегодно. Поэтому число проводимых конкурсов увеличиваются в разы. Если в 2006 году то же агентство по госзакупкам провело порядка 300 конкурсов, то в нынешнем число приблизится в пятистам.

"А что значит увеличение конкурсов чуть ли не вдвое?" — комментирует ситуацию Егор Олзоев, — "Это соответствующее возрастание документооборота, времени и физической нагрузки на специалистов агентства". В агентстве, как и прежде, работают, согласно штатному расписанию, 19 человек. Причем любая ошибка в цифре или в виде неправильно поставленной запятой грозит претензиями участников-бизнесменов вплоть до судов, а также потерей доверия к государственным структурам

Это, кстати, общероссийская проблема. Но в Москве число сотрудников "закупочного" ведомства увеличилось с 76 человек до 200, в Иркутской области — с 26 до 52 специалистов. Но в Томске и Саратове пошли по другому пути. Там через конкурс пригласили специализированные организации, которые занимаются сугубо процедурной работой. В этом случае нагрузка на госслужащих упала до нормальной.

Еще одна проблема, видимая невооруженным взглядом, — это нехватка рабочих площадей агентства. Показательный пример: руководитель агентства Егор Олзоев давал комментарий "Номер один" в кабинете своих подчиненных, в то время как в его офисе проводился очередной конкурс. Места действительно не хватает. По его мнению, надо учитывать, что республиканское агентство по госзакупкам является "воротами в Бурятию" для бизнеса. Желающие участвовать в конкурсах на территории республики, начинают с ней знакомство именно с офисов этого государственного ведомства.

Больной вопрос — это формирование конкурсных комиссий. Для участия в них необходимы действительно независимые эксперты, не связанные ведомственными интересами, как это часто бывает. К тому же это серьезная работа, которая должна соответствующе бюджетно оплачиваться, что в свою очередь повлияет и на неангажированность участников комиссии.

По словам Егора Олзоева, президент и правительство Бурятии знают об этой проблеме, и он надеется на ее положительное решение.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.