"Тогда театр примет форму искусства"

Где бы ни проходил показ этого спектакля, во Франции или в Иркутске, он всегда вызывает у зрителей реакцию, близкую к шоку. Вот и на VIII-м Международном фестивале "Четыре элемента", который проходил в Москве 1—5 октября, работа Молодежного художественного театра Улан-Удэ "Этюды о любви" была названа "сенсацией". О том, как рождается произведение искусства, эта статья.
A- A+

"Этюды о любви" поставлены по одноактной пьесе Александра Вампилова "Дом окнами в поле", которая умещается буквально на 10 страницах. Сам Анатолий Баскаков, директор и главный режиссер Молодежного художественного театра Улан-Удэ (МХТ), называет спектакль "удобным", так как главных героев всего два. Театральные же критики во время просмотра гадали, как режиссер решит эту постановку.

"Само действие можно растянуть от силы минут на 30", — писали критики.

"Однако Анатолий Баскаков вышел из положения очень просто и даже изящно, — делится Марианна Сорвина, искусствовед. — Два актера — мужчина и женщина — шесть раз проигрывали одну и ту же сцену с одними и теми же словами, но постоянно меняя человеческие типы, а соответственно, и облик, мимику, интонации, голос. Лидия Васильевна представала то доверчивой, скромной селяночкой, то разбитной поселковой девицей, то эмансипированной заведующей молочной фермой, то просто несчастной разведенкой с зареванными глазами. Владимир Александрович тоже изменялся до неузнаваемости. Анатолий Баскаков фактически сделал невозможное: в простой и непритязательной по сюжету пьесе он показал вселенную человеческих типов и характеров".

Когда "Этюды о любви" показывали во Франции, их увидела администратор фестиваля "Четыре элемента". Затем последовал телефонный звонок: именно этот спектакль хотели видеть на сцене театра Луны, где проходил театральный смотр. В итоге "Этюды о любви" на международном фестивале получили номинации "За лучшую режиссуру" и "Лучшую актерскую работу". Третий главный приз — Гран-при — достался бывшему нашему, теперь питерскому, театру пластической драмы имени Нэлли Дугаржабон "ЧелоВЕК", руководитель которого Игорь Григурко, кстати, является учеником Анатолия Баскакова.

"К сожалению, в Улан-Удэ "Этюды о любви" видят раз в году, — говорит Анатолий Баскаков. — Это происходит тогда, когда в любимый город возвращается Ольга Григурко, исполнительница главной роли. Другая актриса не справится с этой ролью. Оля — замечательная актриса, российского уровня".

Примерно такого же мнения об актрисе многие режиссеры, как российские, так и зарубежные. Например, московский режиссер Елена Резникова в книге отзывов фестиваля "Четыре элемента" написала следующее:

"С главной актрисой мы знакомы. Не часто встретишь на подмостках такую тонкую проработку образов, точность мотивировок".

Достойную пару Ольге Григурко составляет Алексей Фишев, исполнитель главной роли.

"Какие у вас прекрасные актеры!", "Как вам удалось создать такой спектакль?!" Десятки людей, знакомых и незнакомых, хотели непременно пожать руку Анатолию Баскакову. Действительно, всем известно, что МХТ находится фактически в бедственном положении. Чиновники Молодежный театр, мягко говоря, недолюбливают. МХТ не получает никакой финансовой поддержки. И в таких условиях создает работы, глядя на которые, интеллигенция России и других стран аплодирует театру стоя.

"Для меня существует понятие "театр как вид искусства", — говорит Анатолий Баскаков. — Все театры страны либо занимаются искусством, либо прокатом. Прокат — это когда отыграли сколько-то времени, сняли, сделали следующее, отыграли, сняли, следующее... От этого художественная ценность не увеличивается. Театр должен жить. Спектакль живет только в ту секунду, когда приходят люди. А если это так, то он обязан измениться. Ведь люди меняются, меняется мир, ситуация меняется. Если этого не произойдет, значит, театр не современен. Спектакль, который вышел на премьере, и спектакль, который играется через год или два, или три, — это совершенно другая работа. По уровню и качеству. Спектакль должен шлифоваться, доделываться, уточняться, жить. Тогда театр примет форму искусства. Иначе невозможно. Ведь спектакль делают живые люди. И человек не способен сделать искусство сразу. Чтобы это сделать, надо настолько глубоко войти в материал, уточнить все неточности, шероховатости, которые рождаются у любого гениального актера. Чаще всего никто этого не делает. У меня свой взгляд на театр, который очень отличается от взгляда 80% театров страны".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.