Придется раскошелиться
Как заявил корреспонденту "Номер один" исполняющий обязанности министра образования и науки Алдар Дамдинов, уже к 2012 году все дошкольные учреждения республики будут переведены в статус автономных учреждений:
— В настоящее время у каждого района есть свой индикатор по переводу детских садов в статус автономных учреждений. Разработана "Межмуниципальная программа развития системы дошкольных учреждений на период 2009—2012 гг.", первое чтение которой состоится 10 ноября. В рамках этой программы, в том числе, стоит задача по переходу в автономное учреждение. До 2012 года этот вопрос должен быть решен.
Впрочем, по словам Алдара Дамдинова, процесс перевода в автономный статус будет происходить исключительно на добровольной основе. По мнению министерства образования, работники детских садов за три года сами поймут, что новый статус для них будет лучше, чем нынешнее положение.
— Наша задача — в грамотном объяснении: чтобы люди увидели, какое положение сейчас и как это положение изменится при переходе в автономное учреждение. Для оперативного решения проблем и в целом для развития учреждения такой подход, как в автономных учреждениях, наиболее перспективен, — считает Алдар Дамдинов.
Кто будет платить?
Как говорят в Комитете по образованию городской администрации, слухи о том, что абсолютно за все в новых условиях будут платить родители, необоснованны.
— Стандартные образовательные услуги, установленные государством, как и прежде, будут оказываться бесплатно, за счет муниципального бюджета, — говорит Елена Бондаренко, заместитель председателя Комитета по образованию администрации Улан-Удэ, — оплачиваться будет только то, что сверх стандарта.
Таким образом, родители оплачивают лишь дополнительные услуги, кружки или секции. И если в каком-либо садике много дополнительных занятий, платить родителям придется действительно больше. Законом было не запрещено и в прежнем статусе обычных детских садов оказывать дополнительные платные услуги. Тогда чем отличаются прежние бюджетные муниципальные учреждения от новых, "автономных"?
— Если раньше садики получали средства по смете: определенное количество средств на зарплату, на "коммуналку" и другие статьи расходов, то автономному учреждению городской бюджет будет платить непосредственно за оказанные населению услуги в виде муниципального заказа, — объясняет Елена Бондаренко. — Садик, исходя их этой суммы, формирует свой бюджет учреждения, сам планирует свои траты.
Как отмечают в Комитете по образованию, в новых условиях у детских садов появляются более широкие возможности для привлечения дополнительных денег.
— Автономное учреждение может самостоятельно привлекать кредиты, какие-то дополнительные средства из благотворительных источников,— говорит Елена Бондаренко. — То есть, когда действуют рыночные механизмы, руководители учреждения начинают думать, каким образом можно привлечь дополнительные средства.
В результате преобразований увеличится не только самостоятельность учреждения, но и ответственность. Как заверяет Алдар Дамдинов, финансовый контроль над детскими садами будет многосторонним.
— Куда направить и как эффективно потратить заработанные средства, в автономных учреждениях решает не только директор, но и учредители, управляющий совет. Над расходами будет жесткий общественный контроль, должна быть прозрачность экономики и публичные отчеты о расходовании средств, — говорит Алдар Дамдинов.
В 2008 году реформируют 5 садиков
До конца года Комитет по образованию Улан-Удэ планирует преобразовать всего пять детских садов: больше желающих "преобразоваться" в городе не нашлось.
— Желающих, действительно, немного, люди боятся перемен, — признается Елена Николаевна. — Кто-то недопонимает суть преобразований, кто-то опасается большой ответственности, ведь весь финансовый, бухгалтерский учет нужно будет вести самостоятельно.
Прогимназия 108 стала первопроходцем в этом отношении. С 1 октября статус этого учреждения поменялся. Воспитателям, работающим в этом учреждении, и родителям детей, которые посещают этот детский сад, корреспондент "Номер один" задавал один и тот же вопрос: "Что изменилось с момента преобразования и как вы относитесь к этому?" Как оказалось, некоторые воспитатели особых перемен на себе еще не ощутили.
— Какие плюсы и минусы? Мы еще сами не поняли, все только начинается, — сказала корреспонденту "Номер один" воспитатель дошкольной группы Ирина Васильчук. — Как мы поняли, на зарплате это тоже никак не отразится, так что ни недостатков, ни особых преимуществ мы пока что не видим.
Другие сотрудники отмечают, что теперь требования к педагогам стали намного жестче.
— Больше требований к нам стало, — говорит Раиса Тугаринова. —- Причем как требований со стороны администрации, так и со стороны родителей. Теперь родители стали платить больше и при этом они почему-то уверены, что платят непосредственно нам, воспитателям. Якобы благодаря их деньгам мы станем больше получать, и потому претензий к нам предъявляют значительно больше.
Платить приходится больше
Родителей, а вернее, их кошельков, изменение статуса садика коснулось больше всего. Теперь занятия по хореографии, плаванию или у-шу они оплачивают дополнительно к расходам на питание и прочим расходам.
— Расходы увеличились в два раза, — рассказала нашему корреспонденту мама одного из детей, посещающих 108-ю прогимназию, — а разговоры о том, что я могу отказаться от платных услуг, если захочу, пустые. Даже если я откажусь от них, то представьте, как будет чувствовать себя ребенок, если будет видеть, что остальные дети занимаются, например, плаванием, а он будет, как изгой, сидеть. Пришлось раскошелиться и смириться.
В другом детском учреждении, школе-саду 89, в преддверии перевода в новый статус уведомили родителей о повышении платы за содержание детей в некоторых группах до 3600 рублей в месяц. По словам родителя воспитанника сада Доржимы Данбаевой, такое заявление прозвучало на недавнем родительском собрании.
— Раньше мы платили 800 рублей за питание, 150 на хознужды и еще 360 за уроки в школе искусств. У нас плата станет в три раза больше, чем раньше. Если мы перейдем на новую систему, то придется искать какую-нибудь альтернативу — переводить ребенка в другое учебное заведение, — говорит Доржима Данбаева.
Это учреждение не совсем обычное, здесь дети могут находиться круглосуточно. Родителям с напряженным графиком работы это очень удобно. Однако для самого детского сада это экономически накладно. Руководство садика пришло к выводу, что круглосуточное пребывание ребенка в садике нужно переводить на платную основу.
— Если собрать все ставки работников, которые работают в нашей школе, и разделить поровну на весь бюджет, никого не сокращая, то выходит, что каждый работник будет получать по пять тысяч, — объясняет директор школы-сада Лилия Цыренова. — Естественно, что педагоги не согласны на это. Поэтому у нас только такой выход: воспитателей групп продленного дня и ночных нянь мы выводим из штатного расписания, и эти услуги становятся платными.
Люди не готовы
По словам некоторых родителей детей из садиков 89 и 108, отказаться от дополнительных платных услуг не так-то просто. С их точки зрения, на родителей оказывается серьезное моральное давление. Дополнительные услуги буквально навязываются. Однако по этому поводу в министерстве образования уверяют: родители вправе оплачивать или не оплачивать допуслуги на добровольной основе.
— Никто никого обязывать не должен! — говорит исполняющий обязанности министра образования и науки Алдар Дамдинов. — Но у нас все утрированно воспринимается, люди понимают это как обязанность, боятся испортить отношения с директором. На самом деле принцип добровольности должен соблюдаться.
Цели перевода детских садов в автономные некоммерческие организации благие: развивать дополнительные услуги, использовать дополнительные финансовые вливания в развитие учреждения и, самое главное, создать конкуренцию и повысить качество оказываемых услуг. И хотя звучит это все очень красиво, на деле оказывается, что не все родители детсадовцев, на которых и возлагается все бремя финансовых затрат, к таким переменам готовы.