8 марта отметили экономно
— Раньше бронирование мест на 8 марта начиналось чуть ли не в январе, — рассказывает директор ресторана "Жили-были" Елена Будаева. — В этом году вплоть до 6 марта не поступило ни одной заявки на корпоратив. Мы были в настоящем шоке. До последнего момента не знали, закупать продукты или закрываться. Но к обеду 6 числа не осталось ни одного свободного места. Ажиотаж продолжался три дня. А 9 марта в ресторан вновь пришла тишина.
Как говорит Елена Будаева, больших корпоративов, как в прошлые годы, не было. Приходили компании по 6—10 человек. При этом отмечалась жуткая экономия средств. Часто 15 человек заказывали всего 4 горячих блюда. Особенно заметно это было 6 марта. Если раньше в меню корпоративных вечеринок обязательно значились какие-то дорогие блюда, например салаты из морепродуктов, креветок и кальмаров, то в этом году ни одного заказа на этот салат не было. Блюда с самой низкой ценой были наиболее востребованы.
— Самое демократичное блюдо "Мясо по-маньчжурски" в нашем ресторане стоит 200 — оно стало просто хитом этих выходных. Мы его приготовили столько, сколько не готовили в течение месяца, — говорит Елена Будаева.
Подобная ситуация сложилась не только в ресторане "Жили-были". Руководитель Академии гостеприимства бурятской ассоциации рестораторов, владелица кафе "Медведица" Ирина Мантурова говорит, что нелегкие времена наступили для увеселительных заведений республики.
— Время после Нового года вообще тяжело переносится в любой сфере бизнеса, однако в этом году кризис ухудшил ситуацию. Граждане попросту забыли дорогу в ресторан, — констатирует Ирина Мантурова. — Более того, кризис сегодня ощущают даже столовые и небольшие кафе: поток посетителей тоже сократился. Об этом говорят, например, руководители сети столовых "Appetitе". Люди стали экономить на обедах в общественных местах.
Как отмечает Ирина Мантурова, раньше неплохие деньги рестораны зарабатывали на больших банкетах по поводу юбилеев и свадеб, сейчас и этот доход ушел. Сегодня у ресторанного бизнеса речь идет уже не о развитии, а сохранении коллектива, сотрудников, которых "выращивали годами". Людям надо платить заработную плату, а обвальное сокращение доходов не позволяет делать это. Сейчас можно часто видеть объявления "бегущей строкой" с единственной фразой "продам бизнес": как правило, это продается бизнес в сфере общественного питания. Это уходят с рынка самые слабые игроки.
— Необходимо искать новые формы работы, варианты, которые приемлемы и для владельцев ресторанов, и для клиентов, — говорит Ирина Мантурова. — К примеру, сейчас многие заведения готовы пойти на скидки и какие-то уступки по отношению к клиенту, только бы получить заказ. Скажем, ранее было недозволительно проводить банкет со своим алкоголем — все включалось в счет. Сегодня уже является нормой, если человек, заказавший банкет, оплачивает меню ресторана, но алкоголь в счет уже не включается. Мое мнение: в эти нелегкие времена выживут только сильнейшие.
В связи с последними экономическими тенденциями Ирина Мантурова вместе с членами Ассоциации рестораторов планируют провести круглый стол с участием представителей ресторанного бизнеса, правительства, муниципалитета, налоговых органов. Члены ассоциации рассчитывают на государственную поддержку.