"Время уходит катастрофическим образом"

Она идет уже почти три года на одном из самых известных строительных проектов, осуществляемых в республике. Окончание работ по модернизации этого памятника архитектуры намечено на 2011 год. Таким образом, в настоящий момент реконструкция перевалила через свой "экватор".
A- A+
Строители добрались до "сердца"

— Вот уже три года коллектив театра лишен собственной сцены. И впереди еще три таких года. А у артиста балета век короткий. Окончили училище, работают до 35 лет, и уже карьера закончилась. Их жизнь — это 10—15 лет. Шесть лет реконструкции — это полжизни, — говорит Людмила Намсараева, директор Бурятского государственного театра оперы и балета.

Если сейчас посмотреть на Оперный с улицы, то мы увидим весьма симпатичный отремонтированный фасад. Но внутренние работы еще очень далеки от завершения. "Сердце" театра — сцена, зрительный зал, оркестровая яма — только в самом начале реконструкции.

Сейчас силы строителей брошены на обустройство сцены. Но работа идет, как бы это точнее охарактеризовать, весьма своеобразно.

— Сегодня 12 января. Сегодня на сцене не работает ни один человек. А время уходит... Катастрофическим образом, — отмечает директор театра.

В последнее время администрация театра начала работу по составлению актов. По распоряжению Людмилы Намсараевой в театре была создана комиссия. Так администрация пытается составить представление о том, насколько активно идет реконструкция. В администрации театра признают, что они не наделены контролирующими функциями, но и равнодушно сидеть в стороне не могут.

Конечно, отношения между театром и строителями ни в коей мере нельзя назвать конфликтными. Обе стороны — люди цивилизованные, друг друга уважают и стараются решать появившиеся вопросы. Все работники Оперного болеют душой за реконструкцию, ведь эксплуатировать здание будут они. Они пытаются подсказывать строителям, обращают их внимание на какие-то детали. Каждую неделю замдиректора и главный инженер ходят к строителям на совещания.

Сцена, к которой уже приступили строители, — один из важнейших этапов всей реконструкции. Фронт работ велик. К примеру, надо сделать полный ремонт штанкетного оборудования, на котором держатся все декорации.

На сценической коробке, что стала центром работ, трудится иркутская фирма-субподрядчик: устанавливает всевозможную сценическую машинерию. Но работа идет с какими-то перебоями.

Людмила Намсараева: — В один день могут работать четырнадцать человек, в другой — четыре, в третий вообще никого нет. Такая вялотекущая работа по сцене нас, конечно, беспокоит. Что касается качества, то по каким-то видам работ мы удовлетворены, по каким-то — нет.

Новый лифт сломался, не успев поработать

Коллектив Оперного огорчается, когда что-нибудь, буквально недавно сделанное строителями, на глазах выходит из строя. Из двух пассажирских лифтов, установленных в восточном и западном крыле, один уже не работает. Случился перекос кабины и сломались направляющие. Лифт проработал всего ничего и встал. Сейчас направляющие заказаны в Италии.

В театре подсчитали, что за 2008 год по их инициативе на реконструкции было устранено около 17 крупных недочетов. Однако техническая служба театра может реагировать лишь на то, что увидит.

Людмила Намсараева: — Мы те, кому предстоит эксплуатировать все это, до сих пор не имеем проектно-сметную документацию сцены. Ошибки лучше предусмотреть, заранее исправить на стадии монтажа... Ведь когда будет конечный результат, будет уже поздно.

По словам представителей Оперного, сроки работ по сцене неоднократно откладывались. А последний казус произошел из-за того, что энергетики отключили строителям электричество из-за долгов. Генеральным подрядчиком является красноярское СМУ-928.

Сегодня самый злободневный вопрос состоит в сроках окончания реконструкции. Не исключено, что строители не смогут сдать полноценный театр в 2011 году. Это может произойти из-за того, что до начала реконструкции не было проведено полное обследование здания. Когда уже началась реконструкция, сделали вскрышные работы. И тут выяснилось, что в плохом состоянии находятся несущие конструкции. К тому же ужесточились требования по сейсмике. Неожиданности стали причиной удорожания первоначальной сметы на несколько сот миллионов.

— Нас не устраивают сроки, — говорит директор театра. — Сроки, сроки и сроки... Мы не удовлетворены тем, что наш театр будет сдаваться к 2011 году. А сроки можно сократить только тогда, когда будет желание у проектировщиков и строителей сделать это. Хотим пожелать строителям ускорить темпы.

Прежний театр с начинкой XXI века

В руководстве Оперного рассказывают о том, какая большая строительная работа была сделана в прошлые годы.

— Конечно, укрепление грунта. Мощная, большая работа. А то на стенах нашего театра появились трещины. Сделаны гримуборные, балетный зал, хоровой класс. Также сделан маленький сценический зал. Репетиционный. Сделаны служебные кабинеты, туалеты. Определен дополнительный верхний этаж под крышей, где будут бухгалтерия, инженерная служба, здесь же расположен костюмерный цех, где мы храним костюмы.

Бурятскому государственному театру оперы и балета обещают сохранить его своеобразный облик на стыке сталинского монументализма и национальных веяний. В театре намерены сохранить даже люстру. Но внутренняя начинка будет современной.

Сцена получит массу нового оборудования — накладной круг, полетное устройство, которого раньше в оперном не было, появится новый раздвижной занавес с регулируемой скоростью движения, хорошие декорационные подъемники.

Появится несколько люков, произойдет модернизация прожекторов, софитов, другой световой и звуковой аппаратуры, появится "световой занавес", также появится лазерное оборудование.

— Идет, например, "Жизель"... Герой похоронил свою любимую, приходит на кладбище, и вдруг откуда-то снизу появляется Жизель. Люки нужны для сценических и технических эффектов. Для реализации задумок режиссера, балетмейстера. Раньше был только один люк, — говорит Людмила Намсараева.

В общем, Жизель негаданно нагрянет, откуда зрители не ждут.

В зале останется 720 посадочных мест для зрителей. Скульптуры коней на фасаде Оперного тоже останутся. Полностью отреставрируют фойе, кассовый зал, зрительный зал, оркестровую яму. По креслам для зрителей дела обстоят следующим образом: если их будет невозможно отреставрировать, то будет сделана имитация этих кресел.

Будет установлено видеооборудование. Камеры и мониторы дадут возможность театральным службам общаться. К примеру, дирижер сможет видеть помощника режиссера. А, допустим, режиссер из своего кабинета сможет видеть происходящее на сцене. Сейчас уже сделана система трансляции и оповещения. Будет еще и техническое телевидение.

Модернизированный оперный театр получит свою студию звукозаписи. Раньше о ней могли лишь мечтать. Студия позволит выпускать компактдиски, записывать фонограммы спектаклей и т.д. Будет установлено дорогостоящее современное оборудование.

"Кармен" родилась "на чужбине"

В последнее время в республике мало говорят о Бурятском оперном театре. Но театр живет и работает. Оставшись без родной сцены, труппа выпустила девять новых спектаклей — "Сильва", "Ромео и Джульетта", "Мистер Икс", "Король вальса", "Кармен", музыкальную сказку "Алиса в Зазеркалье" и другие. Были выпущены еще три концертные программы.

В годы грандиозного ремонта успешно прошли полномасштабные зарубежные гастроли в Монголии и Украине (Донецк, Днепропетровск). Состоялись большие гастроли в Хабаровске, Агинском Бурятском округе, Чите, многих сельских районах Бурятии.

В эти годы Оперный даже перевыполняет все основные показатели — по количеству зрителей, выпуску спектаклей, гастролей. После открытия обновленного здания труппу может ждать еще больший творческий подъем.

Правда, не потеряется ли в ходе реконструкции великолепная акустика зала, сказать никто не может. Этот вопрос волнует поклонников Оперного больше всего. На это театралы получат ответ, только когда придут в модернизированный театр послушать оперу. Надеемся на лучшее.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.