"Село без школы умрет"

Не навредить — таково было главное пожелание депутатов Народного Хурала республики, адресованное министерству образования Бурятии в части реализации программы реструктуризации учреждений образования. В течение недели представители республиканского парламента побывали в нескольких районах Бурятии, знакомились с проблемами школ на местах.
A- A+
Сразу хочется отметить, что на выездном совещании, которое состоялось в Хоринске, председатель Комитета по социальной политике НХ РБ Александр Стопичев был несколько обескуражен покорностью районов в желании выполнить любой приказ, отданный минобразом республики. По словам парламентария, он, как минимум, ожидал дискуссии в вопросе сокращения малокомплектных школ, а вместо этого звучали отчеты начальников районных управлений образования о проводимой реструктуризации. На что Александр Трофимович высказал свое мнение.

— Мне понятно желание улучшить качество образования на селе, но не такими методами, — заявил депутат Народного Хурала. — Мы привыкли к этим процессам реструктуризации со времен перестройки. Но вспомните, добились ли мы чего-то хорошего? Укрупнили совхозы, уничтожили мелкие подворья — вымерли целые села. Оптимизировали расходы по содержанию детских садов, передав здания в частные руки и другие организации — много лет спустя тратим миллионы из бюджета, строим новые детские сады. Во всем надо знать меру и не стоит "брать под козырек" и закрывать то, что восстановить потом будет просто невозможно.

— Надо помнить одну важную вещь, — продолжал депутат, — школа без села в состоянии существовать. Село без школы умрет. Чуть ли не большая часть моих коллег в Народном Хурале в свое время окончили сельские школы, которые и в те времена можно было отнести к малокомплектным. И тогда, и сейчас я уверен, что уровень образования на селе ничуть не ниже. Программы о реструктуризации только разработаны, но еще не подписаны и не утверждены главами районов. Мы приехали спросить, все ли делается правительством правильно, а вместо этого уже слышим отчеты о том, как идет оптимизация и сокращение школ.

По мнению другого депутата Народного Хурала, заместителя председателя Комитета по социальной политике Сергея Мезенина, сегодня социальный заказ для школы формируют родители, а значит, и их мнение в принятии любого вопроса тоже должно учитываться.

— Понятно, что если школа в небольшом селе закрывается и перед родителями возникает вопрос, куда определить ребенка, то выход всегда один — перебраться туда, где есть учреждение образования, — подчеркнул в своем выступлении Сергей Георгиевич. — Для того чтобы школа была жива, нам необходимо менять нормативы. В течение года Комитет доказывает необходимость принятия нормативов не только для городских и сельских школ, но для интернатов, инновационных площадок. Финансирование этих учреждений должно быть разным, поскольку затраты на одного ученика отличаются, в школе-интернате, например, они намного выше.

Сергей Мезенин дал понять, что в Хурале знают об этих проблемах.

— Районы сегодня стоят перед выбором — либо закрывать школу и осуществлять подвоз детей, либо продолжать обучение в классах, где учится по два-три ученика. Однако вопрос подвоза детей — это глобальная проблема, — отметил Мезенин. — Сегодня дополнительных средств в бюджете региона нет. Готовится секвестр на 2,5 млрд рублей, а значит, надеяться на помощь из республики не стоит. И, тем не менее, районы по-прежнему просят деньги на софинансирование программы "Школьный автобус". На это потребуются дополнительные средства из муниципального бюджета на ГСМ и организацию, как минимум, двухразового питания. У муниципалитетов этих денег нет. Такие затраты не принесут особого экономического эффекта, и в нынешних условиях такая реструктуризация повлечет за собой сборы средств с родителей: расходы лягут на их плечи.

Между тем, по словам директоров школ и представителей администрации районов, они готовы на любые варианты — только бы сохранить школы. Некоторые находят выход из ситуации, принимая в семьи детей из детских домов. На такую крайнюю меру пошли учителя Амгалатайской средней школы, которые в желании сохранить свое учреждение приняли в свои семьи сразу по несколько мальчишек и девчонок. Чтобы набрать необходимое количество учеников, которое бы не позволило закрыть школу, учителя объехали все близлежащие деревни, уговаривая родителей привезти своих детей именно к ним.

В Кижингинском районе решили оптимизировать сеть за счет укрупнения базовых школ. К примеру, в районном центре имеются две крупные школы, к ним присоединили еще несколько малокомплектных, так называемых филиалов. В Еравнинском районе тоже пошли по пути укрупнения школ, сделав ставку на профильное образование учеников за счет сотрудничества с колледжами и вузами Улан-Удэ.

Однако, как отметил глава Хоринского района Баир Жамбалов, для выполнения программы реорганизации необходимо определить новые стандарты для учебных учреждений:

— Мы не в состоянии сегодня выполнить федеральные нормативы, которые говорят о наполняемости классов: в каждом из них должно быть по 14 человек, до 50 учеников должно обучаться в старших классах. Не во многих школах сегодня реально достичь таких показателей и поэтому большая часть учреждений попадает под категорию "малокомплектных". Мы радели за создание филиалов школ, однако из-за того, что это решение в сельских поселениях не было запротоколировано, прокуратура на нашу инициативу наложила протест.

Осуществить подвоз, по утверждению Баира Жамбалова, нереально, поскольку в некоторых населенных пунктах нет нормальных дорог, мостов. На их ремонт тоже требуются средства, но из-за того, что они являются бесхозными, муниципалитет не имеет права выделять деньги на эти цели.

— Нашли другой выход — каждый год мы вынуждены проходить согласование с ГИБДД, чтобы они дали нам разрешение на перевоз детей, — прокомментировал глава района. — В общем, проблем масса, и как бы нам ни хотелось, только при помощи родителей, учителей, общественности нам этот вопрос не решить.

Депутат Народного Хурала, член Комитета по бюджету Зорикто Гатапов и вовсе предложил пересмотреть наполняемость городских школ и провести реорганизацию и среди них. Обращаясь к заместителю министра образования Валерию Сергееву, он отметил следующее:

— Если сегодня идет речь об экономии бюджетных средств за счет сокращения количества школ, то почему рассматривают только лишь сельский сектор? — резюмировал депутат. — В Улан-Удэ тоже немало учреждений образования, наполняемость которых не соответствует проектной стоимости, а значит, они тоже вполне могут считаться малокомплектными. На мой взгляд, городскому ребенку проще доехать на общественном транспорте до школы, чем сельскому за 20—50 километров. Поэтому министерству образования следует обратить внимание и на этот аспект решения данной проблемы.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.