Еще одна загадка Байкала

Загадочные круги на льду Байкала, обнаруженные и снятые из космоса в апреле, озадачили ученых. Космические снимки этого явления, которые легко можно отыскать в Интернете, взбудоражили и простой народ. Особенно всполошились те, кто живет в непосредственной близости со Священным озером. "Что с нашим Байкалом случилось?" — вопрошают самые встревоженные.

Кругов все больше

Оказывается, гигантские круги были обнаружены не только нынешней весной. Как отмечает заместитель директора Сибирского филиала научно-производственного предприятия "Российский федеральный геологический фонд" Андрей Кичигин, впервые ученые обратили на них внимание в 2003 году.

— Затем, внимательно просмотрев более ранние спутниковые снимки за предыдущие периоды наблюдения, обнаружили, что похожие явления были еще в 1999 году. Есть сведения, что американцы со своей пилотируемой станции такие явления наблюдают с 1984 года, и уже в 1992 году в США появились публикации на эту тему, — говорит Андрей Кичигин.

Примечателен тот факт, что с каждым годом кругов становится все больше. В этом году их было зафиксировано три в разных частях Байкала. По словам Андрея Кичигина, причины и механизм образования кольцевых ледовых явлений в настоящее время детально не изучены. Но теории и предположения есть.

— Все это однозначно связано с тем, что подо льдом движется по кругу теплая вода (теплая относительно окружающей) и промывает, таким образом, лед, — говорит ученый. — Или промывает или не дает промерзнуть — это пока не ясно. Но с чем связан этот восходящий поток теплой воды со дна озера — в этом вопросе версии уже расходятся, — говорит ученый.

Миллионы кубометров газа

Предположительно, образование кругов связано с выбросами аномально больших объемов природного горючего газа (метана) со дна Байкала. Поднимаясь, газ провоцирует восходящий водный поток, который в процессе подъема, из-за вращения Земли закручивается (аналогично, как в атмосфере образуются циклоны и антициклоны). В результате в приповерхностном слое воды подо льдом формируется круговое относительно теплое течение, которое постепенно разрушает ледяной покров снизу.

Подтаявший лед напитывается водой, и на поверхности льда проявляется темное кольцо. Скорее всего, такие аномальные выбросы природного газа происходили на Байкале всегда, и кольца на льду — явление для Байкала не новое. Но из-за огромного размера увидеть кольцо со льда и даже с горы практически невозможно. Поэтому замечать их стали только недавно, когда по заказам Минприроды России начал проводиться ежедневный космический мониторинг Байкальской природной территории.

— Изучение кольцевых ледяных явлений на Байкале представляет значительный научный интерес. Необходимо детально изучить факторы и механизм образования колец, а также взаимосвязь происходящих процессов с сейсмической и тектонической деятельностью, — считают ученые.

Подводные вулканы Байкала

Доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Геологического института СО РАН Александр Татаринов считает, что гигантские круги на льду — последствие деятельности газоводогрязевых вулканов на дне Байкала.

— Пока нам известно о наличии в Байкале 20 таких вулканов. Они могут периодически извергать воду и газ. Вода, насыщенная газом, пробивает лед, и на льду появляются округлые проплавления, — объясняет СО РАН Александр Татаринов.

Такие явления наши ученые не только неоднократно фиксировали, но и тщательно изучали. В 2006 году Александр Татаринов в своем докладе о вулканизме дал исчерпывающую информацию об этом явлении, впервые обобщив все данные в единую структуру. Активность грязевых вулканов или газовых грифонов бурятские ученые напрямую связывают с сейсмической активностью, то есть с землетрясениями, после которых вулканы на дне озера начинают извергать горючие газы.

— Когда повышается сейсмичность, даже если землетрясение всего лишь 1—2 балла, которые мы не ощущаем, это отражается на деятельности грязевых вулканов, — поясняет Александр Татаринов.

Опасность повсюду

Ученые зафиксировали круги, вызванные извержениями грязевых вулканов, не только на Байкале, но и на суше. — Вот, посмотрите, Кулиные болота, Чивыркуйский перешеек, отсюда извергаются газовыделяющие структуры, возникает как бы воронка — это аналог кругов на льду Байкала, — показывает на фотографию ученый. — В этой местности таких кругов больше ста! Есть схожие места и возле Улан-Удэ.

По словам Александра Татаринова, те же куйтуны — большие массивы песка, имеющиеся в некоторых районах республики, — тоже работа подземных грифонов.

— Куйтуны есть в Баргузинской долине, в Тунке. Это не ветер принес откуда-то песочные дюны, это грифонные пески. Все это вылезло из-под земли, и получились гигантские бугры диаметром в несколько километров, — говорит ученый.

Как уверяет Александр Татаринов, газы, которые выделяются со дна озера в месте "круга", представляют серьезную опасность, как для обитателей озера, так и для живущих вблизи людей.

— От газов происходит отравление воды. От этого страдают все живущее в озере. Присутствие метана, даже в концентрации менее 0,1 мг на литр несовместимо с жизнедеятельностью многих промысловых рыб. Потому и омуль, и нерпа умирают.

Опасно это и для людей. Плывет человек на лодке и, вдруг, со дна озера выброс газа. В этом случае спастись будет невозможно. Камнем пойдешь на дно, потому что будет разуплотнение воды, а плавать в обогащенной газом воде невозможно, — рассказывает Александр Татаринов.

Плюс ко всему при быстром поступлении метана и его окислении кислородом может произойти возгорание и даже взрыв на опасном участке.

— Например, такой взрыв зафиксирован в озере Неоз в Африке в 1986 году, тогда погибло 1750 человек, проживавших близ озера. Ученые после тщательного изучения пришли к выводу, что мощный взрыв был вызван именно активным поступлением газов со дна озера. То же может случиться и у нас, — считает ученый.

Но предсказать, где и когда будет активен подводный вулкан, почти невозможно.

"Миры" нырнут в круги

— В любой момент, если опять нас тряханет землетрясение, может появиться такой же опасный участок с активным грязевым вулканом. Поэтому никто не застрахован. Если бы явление было исследовано лучше, можно было бы составить карту дна — она была бы для моряков как лоцман, чтобы они могли безопасно курсировать по озеру, — говорит Александр Татаринов.

Постоянная сейсмическая активность и, соответственно, накопление газа и его взрыв на Байкале вполне возможны. Именно по этим причинам несколько веков назад большая часть территории, где сейчас находится Республика Бурятия, считалась опасным местом для проживания.

— Я изучал монгольские летописи Их-Хориг. В XIII-XV веках для монголов была запретная зона — долина реки Селенги, Гусиноозерска и восточных отрогов Хамар-Дабана. Здесь был запрещен любой род деятельности: землепашество, строительство городов, укреплений, которые существовали здесь до какого-то времени. Монголы были научены горьким опытом: меркиты, которые здесь жили, погибли из-за разрушительного землетрясения. Остались только развалины по Селенге, — рассказывает Александр Татаринов.

Как нам стало известно, этим летом новая экспедиция "Миров", кроме ряда других задач, будет биться и над загадкой гигантских ледяных кругов на Байкале. В состав научной экспедиции включен и Александр Татаринов.

— У нас запланировано изучение грязевулканических построек на дне Байкала, опробование ила. Будем изучать. Если, конечно, сами не попадемся в ловушку! — улыбается ученый.