"Искусство убивать словом"

Уличная культура быстро меняет свои лица, что не лучшим образом сказывается на качестве хип-хопа. Рэперы с опытом редко находят время для того, чтобы показать свое мастерство. Возможно, поэтому каждое последующее поколение рэперов, несмотря на свой незначительный опыт, считает себя самыми крутыми.
A- A+
Презентация альбома "izz БПР" бывшего участника команды "Братья по разуму" (БПР) Urana — один из редких моментов, когда можно услышать альтернативу малоопытному, но изобилующему в Улан-Удэ рэпу.

Лет пять-шесть назад для широкой публики существовала рэп-группа, которая воспринималась самой крутой в городе. В то время "Братья по разуму" переживали пик своей популярности. Их часто приглашали для участия в разного рода концертах. Их узнавали, обсуждали.

Через пару лет название лейбла стало звучать все реже. "Братья" выросли, повзрослели, разъехались, женились. Музыка перешла в разряд хобби, которым занимаешься в свободное от работы время, чисто для себя и своих друзей. Так и копился материал для сольника Юрана.

В создании альбома участвовали и оказывали помощь Аксай (Evil G, проект "67 район"), NY, BooRyat и, конечно, парни из "Братьев по разуму" — Drive, Krot. Некоторые треки создавались еще во времена существования "Братьев по разуму". Другие Юран писал, когда появлялась свободная минута. Иногда сольно, иногда во время встреч с "коллегами". Собственно поэтому альбом и назван "izz БПР".

Конечно, не стоит ставить "izz БПР" на одну полку с первым и последним альбомом "Братьев" "Знать, что будет завтра", который был записан в сотрудничестве с "Монахами Храма лирики". Он был посвящен анти-СПИДу и получил неплохой промоушн. Но некоторые параллели провести все-таки можно. Если для "Братьев", впрочем, как и в целом для рэп-культуры того времени, был характерен жанр лирики, то сейчас это преимущественно хардкор — агрессивный рэп.

Однако, в отличие от распространенного хардкора, в треках Юрана практически не слышен мат. Как выразился один из участников обсуждения альбома "Вконтакте", это является плюсом: "Я бы сказал, что очень неплохой альбомчик. Разнотоновое исполнение и практически без мата в хардкоре — это плюс. Минуса свежие. Звучат отлично. Нет никакой пародии на иных рэперов. Есть изюминка в треках, есть чем зацепить, есть чем раскачать".

"Братья" тоже хорошо отзываются об альбоме.

"То, что делает Юран, на мой взгляд, следует слушать всем, — говорит Николай Федоров, бывший участник "Братьев по разуму". — Для кого-то это будет стимулом расти дальше, другие, может, наоборот, подумают, что они читают рэп лучше. И это тоже неплохо. Так или иначе, но каждый сделает вывод и найдет в альбоме что-то для себя. Изменился ли стиль Юрана? Да, конечно. Он стал более жестким, агрессивным. В буддизме божества, которые защищают человека, всегда изображаются со страшными, злыми лицами. И они являются защитниками. Так вот, Юран, как один из таких божеств: с виду злой, но преследует благородные цели".

Сам Юран довольно критично относится к альбому:

"Альбом — это не цель, а, скорее, результат. Я не ставил себе цели донести до кого-то свои идеи, призвать к чему-то, достучаться до людей. Все намного проще: я пишу рифму. Пишу, потому что мне это нравится, нравится работать со звуком. Кто-то пьет, курит и находит в этом кайф, кто-то собирает марки, и для него это тоже развлечение. Я же кайф нахожу в музыке".

Качественным треком, как считает Юран, является тот, который "качает" вне зависимости от того, китайские у тебя колонки или навороченные.

"Когда Юран пишет треки, он сперва слушает их на своих колонках, — смеется Николай Федоров. — Потом приходит ко мне и слушает на моих, еще смотрит, как треки звучат на мобильном".

Композиции воспроизводят звуки города: лай собак, дыхание бегущего, выстрелы пистолета. Стилизация под восточную тему в виде звука меча, рассекающего воздух, не нова, но интересна. В альбоме присутствует и набирающая обороты тема бурятского рэпа. Трек "Бураяд арад урагшаа!" написан в рамках рэп-проекта "Найрамдал".

"Трек "Крепи оборону" был создан как намек, совет рэперам "не нозить", — говорит Юран. — С другой стороны, "Крепи оборону" можно воспринимать как угрозу — "бойся меня". Каждый может трактовать по-своему".

Рэп неизменно связывают с улицами. А улицы — с разборками, шмалью, "серьезными делами, которые вершатся ночью". В треках Юрана, если и ведутся разборки, то на другом уровне, — более цивилизованном. Настоящий рэпер — тот, кто владеет мастерством слова. Об этом трек "Искусство убивать".

"Здесь речь идет о красоте слова, которым можно сразить наповал, убить", — говорит Юран. Тем не менее, это улицы, и это рэп. Возможно, даже больший рэп, чем рэп тех, кто бьет себя в грудь со словами "Мы — дети улицы!" — шаблонная фраза, которую повторяют и повторяли десятки тысяч людей. Хотя бы потому что "izz БПР" — это андеграунд. Треки передаются через друзей и знакомых. Хотя бы потому, что автор не "взращивает малину", не занимается музкоммерцией и не зависит от спонсоров.

"Музыки типа рэп в Улан-Удэ полно, особенно в последнее время, но путного рэпа мало, — говорит Алихан, член группы "Монахи Храма лирики". — Юран — исключение. Никаких соплей, переживаний. Бит и читка — все, как надо. Юра звучит мощно, а потому качает, как надо. В общем, слушать, кидать друзьям, слушать дома, в машине, на работе, в плеере — везде. И "втыкать"!".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.