Музеи учатся зарабатывать
Конкурс был инициирован Музеем природы Бурятии, министерством культуры РБ и проводился в рамках международного фестиваля "Озерные люди". Было представлено девять проектов от городских и районных музеев.
— Цель конкурса — это прежде всего общение, — говорит Ольга Бальжитова, ученый секретарь Музея природы Бурятии. — Мы надеемся таким образом поспособствовать работе музеев. Чтобы они стремились к новым путям работы. Участники конкурса обмениваются опытом, смотрят, как работают другие музеи. К тому же, актуальна тема туристической зоны, в рамках которой музеи могли бы также внести свою лепту. Ведь мы всегда были привлекательными для туристов.
В целом, было трудно найти в представленных проектах какой-либо намек на инновационность. Например, смысл проекта "Звезда кочевника" в том, чтобы создать несколько слайдовых презентаций и показывать их в учебных заведениях. Одна из них была представлена на конкурсе. Презентация была просмотрена не без интереса, но подобные вещи не новы и под силу любому студенту. Хотя и легко реализуются.
А вот для осуществления проекта Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева "Чайная столица России" необходимы были серьезные вложения. Проект этот откровенно коммерческий. И аудитория его явно не жители Кяхты, а туристы, жаждущие приключений. Музей предлагает таким романтикам попить чайку в экзотичном месте, где все предметы, кроме стола, за которым они пьют чай, — сплошной антиквариат. Сделать это можно всего-то за 5 тысяч рублей. Как признаются сотрудники музея, таких романтиков немало. В планах музея также поездка на верблюдах по маршруту Чайного пути.
Нечто подобное, только в десятки раз дешевле, предлагает Кабанский районный музей. В рамках проекта "О прошлом память сохраняя" музей тоже создал своеобразную чайную с посиделками, самоваром, артистами и балалайками. Правда, никакой прибыли музей от этого не получает. Зато жители села просвещаются.
Проекты оценивало жюри из сотрудников всех участвующих музеев. Председатель — Сергей Добрынин, заместитель министра культуры РБ. Критерии конкурса — соответствие названию конкурса, оригинальность, актуальность, новизна, возможность реализации.
Вопреки логике конкурса победители не получают никакого финансового стимулирования для реализации проектов. Несмотря на то, что было заявлено о причастности к теме туристической зоны, представители министерства туризма и министерства экономики на конкурсе не присутствовали. Тем не менее, цель была достигнута. Ведь на самом деле музейные работники и специалисты собрались для того, чтобы просто пообщаться и посмотреть, кто как работает.