Словарь молодого автоспортсмена

Поскольку автомобильные гонки в разных видах летом приобретают все большую популярность, неплохо бы посвятить начинающих стрит- и драгрейсеров в основные термины. Заодно станет понятно, что просто давить педаль в пол мало — нужно понимать, что и зачем.
A- A+

Несколько умных слов

Для начала перечислим слова, которые у всех на слуху: управляемость, устойчивость, поворачиваемость. Что означает каждое из них и как пользоваться этим понятием, постараемся разобраться ниже.

Устойчивость автомобиля весьма важна, поскольку это способность автомобиля двигаться по заданному курсу, несмотря ни на что. Намерению водителя вести машину по правильной траектории противодействует немало сил. Они, коварные, стараются вызвать занос и опрокидывание автомобиля при высоких скоростях движения. Результаты мы частенько видим на обочине, в одной старой песне это описывается так: "Колесами печально в небо смотрит "Круизер".

Практика показывает: перевернуть машину можно в разных ситуациях. А все потому, что бывают разные виды устойчивости. Во-первых, самая любимая автожурналистами так называемая курсовая устойчивость. Научно она зовется менее элегантно — "поперечная при прямолинейном движении". Когда она сохраняется, говорить не о чем — автомобиль красиво едет себе по дороге. А вот нарушение курсовой устойчивости проявляется эффектно: автомобиль рыскает по дороге, виляет вправо-влево, короче говоря, едет криво. Потеря устойчивости может быть вызвана ударом бокового ветра, буксованием или скольжением колес, неравномерным торможением или ускорением левых и правых колес, большим люфтом в рулевом управлении, а также прозаичным неотрегулированным сходом-развалом (он же — неправильные углы установки колес).

Во-вторых, есть поперечная устойчивость при криволинейном движении, которая отвечает за удачное прохождение поворота. При потере устойчивости происходит занос или опрокидывание автомобиля. Так действует центробежная сила. Чтобы иметь побольше шансов завалить любимый драндулет на бок, нужно сделать положение центра масс автомобиля повыше (например, навалить побольше груза на багажник на крыше) или мчаться в поворот слишком быстро.

Однако есть еще продольная устойчивость, которая обычно теряется зимой в гололед или летом на песчаном склоне. Нарушение этой устойчивости тоже всем знакомо: на подъеме беспомощно буксуют ведущие колеса, а если совсем запустить ситуацию, то автомобиль сползет назад. Особенно это характерно для семейства маркообразных с их легкой кормой и автопоездов, которые после снегопада кучами валяются в кюветах Мандрика или Култукского перевала.

Об управляемости автомобиля тоже немало пишется в каждом автомобильном обзоре. И, что еще важнее, мы испытываем эту самую управляемость каждый раз, когда ведем автомобиль. И одни машины управляются хорошо, а другие плохо. Управляемость — это всего-навсего умение вашего четырехколесного друга реагировать на перемещение органов управления (руль, педали и др.). То есть то, как автомобиль реагирует на действия водителя, поворачивающего руль или нажимающего на одну из педалей, и есть его управляемость. Одной из характеристик управляемости является также описываемая журналистами поворачиваемость. Это очень важное слово для тех, кто любит проходить повороты на грани.

Поворачиваемость бывает недостаточной, если автомобиль, идущий на большой скорости, сам увеличивает радиус поворота, высовывая "морду" к наружному краю дороги. Выглядит это так, как будто машина не хочет поворачивать. Это свойственно в основном переднеприводным моделям с горячими водителями за рулем. При появлении недостаточной поворачиваемости водитель пугается и бросает газ, и автомобиль снижает скорость. При этом вес переносится на переднюю ось, улучшается сцепление ведущих колес с дорогой, и машина увереннее входит в поворот.

Избыточная поворачиваемость — это когда радиус поворота уменьшается, то есть автомобиль поворачивает несколько круче нужного. Избыточную поворачиваемость демонстрируют заднеприводные машины, нужно лишь посильнее нажать на педаль газа, тогда задняя ось потеряет сцепление с дорогой. Появляется возможность пройти поворот боком. Однако занос задка может случиться и на скользкой, мокрой дороге, где есть вероятность потерять сцепление колес с покрытием дороги.

При нейтральной поворачиваемости, которая встречается "в природе" очень редко, радиус поворота не изменяется. То есть когда автомобиль куда-то поворачивает, ни его передняя часть, ни задняя не выезжают за пределы намеченной водителем дуги поворота. Если вы заезжаете в поворот слишком быстро, при нейтральной поворачиваемости поедет боком весь автомобиль, а не какая-то одна его половина.

Что стоит сделать

Однако мало знать теорию. Нужно стремиться улучшить управляемость своего автомобиля, чтобы в опасной ситуации он мог больше. Самое простое и самое эффективное — это хорошие шины. Новые или просто соответствующие сезону покрышки кардинально меняют поведение автомобиля. Причем нормальными должны быть все четыре шины. Разная сезонность на передней и задней оси может привести к неадекватному поведению машины в повороте или при торможении.

Давление в шинах тоже влияет на безопасность езды ("разуваются" на ходу или лопаются именно недокачанные покрышки, а также поврежденные или зимние — летом). Типоразмер шин важен не меньше. Более широкая резина дает большее сцепление с дорожным покрытием. Низкопрофильные покрышки в повороте не подламываются, однако если на вашей ласточке с завода не стоят спортивные "катки", ей это и не нужно.

К сожалению, главная причина замены "родных", просчитанных инженерами, колес на более крутые — это желание красиво выглядеть. По-русски говоря, понты. Не рекомендуется кардинально менять ширину и профиль резины, дабы не гробить подвеску! Если очень хочется улучшить управляемость, обратите внимание на амортизаторы и пружины. Правильно подобранные более жесткие уменьшат комфорт, но улучшат устойчивость в повороте.

Однако порой логичнее поменять всю машину, а не ломать голову, как прокачать простенькую непритязательную "колымажку". Если вам важно, насколько тачка крута, выберите модель со сложной подвеской, которая обеспечивает устойчивость автомобиля на плохой дороге и в экстремальных ситуациях.

Подвеска — это то, что связывает колеса с кузовом, а также препятствует кренам автомобиля и гасит вибрации. Это рычаги, пружины, амортизаторы и прочее хозяйство, и на наших дорогах это, увы, расходный материал. Чем больше в подвеске элементов, тем лучше она работает. Многорычажные подвески — наиболее эффективнее схемы, и обычно чем дороже и спортивнее модель, тем круче у нее подвеска, и тем машина безопаснее и легче в управлении. Особенно на высоких скоростях!..

Однако самый важный фактор — это исправность автомобиля. Чтобы ваш друг не "оказался вдруг", следить следует за всем его организмом — начиная покрышками и заканчивая двигателем и кузовом. Следить и поддерживать в рабочем и здоровом состоянии. И не требовать от машины невозможного. Тогда все будет хорошо.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.