Туристы экономят на сувенирах
В День города на площади Революции Владимир Баженов показал одну из своих фундаментальных работ — фирменную сибирскую баньку. Конечно, она сразу же привлекла к себе большое внимание. Не меньший интерес вызывают и другие работы Баженовых, которые представлены в Музее живых культур.
— Эти прочные, с сибирским колоритом и настоящим таежным ароматом изделия компании "Баженов" пользуются фантастическим успехом среди туристов и сибиряков, — говорит один из организаторов музея Дора Хамаганова. — Горожане, от мала до велика, пришедшие в Музей живых культур, вдоволь налюбовались чудом сибирской архитектуры — бревенчатой избушкой-банькой. Наперебой фотографировались на ее фоне. А дети облюбовали ее в качестве сказочного теремка.
Скоро в Музее живых культур появится еще одна интересная работа Баженова — деревянная ванна с русским самоваром. Причем одно от другого неотделимо.
— Такой вот "гибрид", — говорит Владимир Баженов. — Это наше изобретение. Самовар нагрел, ванну затопил. И на берегу Байкала среди льда можно в ванне купаться.
Стоимость такой экзотики — не меньше 45 тысяч рублей. При создании ванны с самоваром в ход шли современные материалы и дедовские способы.
Однако дальше любования и фотографирования на фоне оригинальных изделий мало кто идет.
— В апреле хотели запустить выпуск банной серии, — говорит Владимир Баженов. — Планировали получить кредит в банке, но не удалось. И мы приостановили выпуск, потому что нужно долгосрочное финансирование. Так же ситуация обстоит с сувенирами. С 1 сентября мы вообще прекратили их выпускать. Впервые за 16 лет. Заказов оптом нет, а мы — предприятие, которое живет за счет таких заказов. Сейчас сложно выживать. Продажи снизились значительно.
Всего бондарных изделий компания выпускала 500 штук в месяц. Продукция уходила влет. А сейчас все встало. Даже богатые клиенты стали вести себя скромнее.
Стоить отметить, что "Баженов" — наиболее серьезная компания в сфере сувенирного производства. География сбыта охватывает Москву, Московскую область, Иркутск, Новосибирск. Если в таком критическом положении оказалась подобная фирма, что говорить о других производителях сувенирки?
— В производстве много тонкостей и секретов, — говорит Владимир Баженов. — Но главное — это сбыт. И тут возникает парадокс: если не будет сувениров в Бурятии, то к нам не поедет турист. Значит, производство сувениров должно идти с опережением. Но если покупателей нет, то и сувениров не будет.