Автомат или механика?

Цены на любимые народные "японки" поднялись, а доходы покупателей, скорее, опустились. Поэтому многим при выборе машины приходится смотреть в сторону более дешевых категорий автомобилей. В этом есть и небольшой плюс. Машины недорогих классов и более старших поколений характеризуются тем, что дают возможность выбора типа трансмиссии. Nissan, Honda, Mitsubishi довольно активно выпускали вариаторные трансмиссии; многие модели комплектовались ручными коробками, встречались и тип-троники — автоматы с ручным режимом. Поговорим об особенностях разных видов коробок!
A- A+
Да, найти на рынке автомобиль с автоматической трансмиссией в разы легче, чем машину с "механикой". На автоматы перешло абсолютное большинство автолюбителей, и редкие преданные любители ручных коробок выглядят на фоне обывателей чудаками. А механика имеет немало преимуществ.

Преимущества механики

Как известно, буксировать машину с механикой можно, а вот автоматную — уже с существенными ограничениями: медленно и недолго. Потому что при неработающем двигателе смазывающая жидкость в АКПП не циркулирует, и некоторые ее детали вращаются вынужденно, интенсивно изнашиваясь. Медленно — это со скоростью до 40 км/ч (чем тише, тем лучше), и чем короче путь, тем меньший ущерб понесет здоровье коробки.

Кстати, замечание по теме. Все видели, как осуществляют доставку автомобилей с востока перегонщики. Сняли бампера, прицепили к "Королле" кроху помельче, вставили между машинами щит от камешков — и вперед. Автомобиль, который трясется в кузове грузовика, "всего лишь" отделывается убитыми амортизаторами, а вот такая скоростная буксировка за несколько тысяч километров разносит нутро автоматов обеих машин. Пару месяцев или чуть дольше коробки у обеих еще ходят после продажи — а потом все... Привет, СТО, и замена на контрактный автомат. И если у буксируемой малолитражки в попытке не навредить машине снимают привода (и кто их потом балансировать будет, это заводская процедура?!), то "буксиру" ничем не помочь.

Механика, кстати, потому считается в народе более надежной, что проще по конструкции, но, главное, у нее ниже требования к режиму эксплуатации. АКПП не любят резких ускорений (как и двигатель). Автоматы изнашиваются быстрее от использования спортивного и зимнего режимов. Ремонт автомата дороже, замена тоже (поскольку сам агрегат выше по цене). И вообще, механика легче, чем традиционный автомат. Имеется в виду сама коробка. Это дает меньшую нагрузку на переднюю подвеску и благотворно влияет на расход топлива.

Есть у "ручки" еще плюс. Завести машину в случае с севшим аккумулятором (оставил фары на пикнике или переборщил с музыкой) или сдохшего стартера можно простым методом толчка. На горячем двигателе это вполне безопасно. Вредно и чревато ремонтом двигателя лишь дергание машины для ее завода, если она вымерзла.

Но главное: ни один автомат не дает такого тонкого контроля над машиной, как старый добрый "мех". Реакция на педаль газа, разгон, торможение двигателем, переход на передачу ниже для резкого ускорения — во всех этих ситуациях абсолютное большинство АКПП заметно уступают старшей железной "родственнице".

Особенности эксплуатации автоматов

К сожалению, практика показывает, что не все водители эксплуатируют свои автоматы правильно. По словам специалистов, более половины случаев поломки АКПП связаны с ATF, то есть маслами. Замена на ATF, не подходящую для вашей коробки, или утечка смазывающей жидкости, которая одновременно является рабочим телом и обеспечивает охлаждение АКПП, — явление довольно частое. В обоих случаях помогает щуп. На нем написано, какая именно ATF должна быть залита в АКПП, он же отражает уровень имеющейся в нем жидкости. Чтобы правильно проверить уровень, нужно приехать на работу или просто прокатиться, ибо зимой коробке нужно несколько километров (до 10), чтобы согреться до рабочей температуры. Поставьте машину на ровную площадку, не глуша мотор, установите селектор в положение N — Neutral (у некоторых фирм "Р", Parking) и открывайте капот. Отметки на щупе — "Hot" и "Cool". Вот между ними-то и должен стоять уровень ATF. Заодно проверьте цвет (не черный, и допустим лишь слегка грязный) и запах (не горелый).

Проверка уровня масла в автомате — дело обязательное. Если его маловато, фрикционы коробки будут пробуксовывать и, как следствие, подгорать. Излишек масла также вреден: движущиеся части коробки вспенивают его, при этом меняются теплопроводные свойства. Осмотр днища машины весьма полезен с нашими неровными дорогами и стремлением автовладельцев заехать в неисследованные дебри. Если на поддоне АКПП обнаружены подтеки, необходима диагностика: где течи и какие сальники нужно поменять. В случае мокрого дна постоянный контроль за количеством ATF, оставшейся внутри коробки, обязателен. Следует иметь в виду, что срок его службы в наших неблагоприятных условиях — примерно 40000 км. Однако, как показывает улан-удэнская практика, нередко аппаратная замена жидкости иногда приводит к скорой поломке автомата! Стремясь дать автомобилю самое лучшее, не доверяйте сервисам, которые специализируются на всем подряд, менять жидкости следует именно у специалистов, чья репутация проверена друзьями и коллегами. Снимать поддон и фильтр при полной замене обязательно — возможно засорение фильтра в ходе эксплуатации. Если вам даже не предложили снять поддон, лучше ехать в более щепетильный сервис.

Чтобы не "напрягать" автомат, нужно пользоваться им именно как автоматом. То есть переключать АКПП из одного режима в другой только при необходимости. Поехал — включил "D" (Drive), приехал — "P". Все остальное излишне. Не надо пользоваться нейтралью или паркингом на светофорах или подключать режимы с ограниченным числом передач (2 или 3) без надобности. В обычной размеренной езде по городу таких ситуаций не бывает.

Утопленная в пол педаль газа тоже отрицательно влияет на продолжительность работы АКПП. И чем мощнее ваш автомобиль, тем плавнее должна быть работа с газом. Увы, современные автомобили растеряли значительную часть своего легендарного ресурса и прочности. Таких крепких и неубиваемых машин, как в первой половине 90-х, сейчас не бывает в природе. Зато владельцы старых автомобилей, пересевшие на их более свежие поколения, уже заметили, что современные автоматы работают оперативнее и комфортнее, чем их гидромеханические родичи, толчки при переключении передач практически неощутимы. Конструкция новых АКПП сложнее и "электроннее". Это не добавляет уверенности мастерам и радости автовладельцам. Но поскольку деваться нам все равно некуда, и коробки "умнеют" вместе с автомобилями, постепенно растут в своих навыках и знаниях и наши сервисы. Ура!

Тип-троник

Пару слов о тип-трониках. Это автомат по сути своей, и даже в ручном режиме коробка не может работать быстрее, чем обычная АКПП. Большинство тип-троников все же меняет передачи самостоятельно даже в мануальном режиме. В реальности ручным режимом пользуется такое малое количество автовладельцев, что смысла переплачивать за его наличие — никакого. К сожалению, некоторые автовладельцы, в основном продавцы, у которых машина надолго не задерживается и не дает возможности изучить себя хорошенько, путают тип-троник с просто извилистым ходом селектора обычного автомата. Если нет отдельной секции, помеченной символами "+" и "—", то это не тип-троник.

***

Чтобы уважаемый автовладелец еще больше запутался, скажу напоследок, что существуют автомобили, не имеющие какой-либо коробки передач! Это счастливчики с гибридными силовыми установками. Самый известный — Toyota Prius, коих даже в Улан-Удэ довольно много. Так что даже без КПП можно отлично ездить, ибо счастье не в ней, а в самоощущении водителя.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.