Своим платить незачем

Курс на замену иностранной рабочей силы местными тружениками, взятый правительством Бурятии, может не принести положительного эффекта. Потому что отношение предпринимателей от строительства к собственной рабочей силе, как правило, просто ужасает.
A- A+

Дорожный скандал

Перед самыми новогодними праздниками в Бурятии разразился скандал — государство собралось расторгать контракт на строительство дороги Улан-Удэ—Курумкан—Новый Уоян с "Корпорацией Согласие Стройинвест". Компания не справилась с государственным подрядом, при этом обманув своих рабочих: долг по зарплате составил 3,5 млн рублей, людям почти не платили с лета.

Представители рабочих даже встречались по этому поводу с Вячеславом Наговицыным. Президент, однако, сообщил обманутым строителям лишь то, что фирма стала банкротом, на ней вводится внешнее управление. Долг по зарплате, возможно выплатят, но лишь в процессе ликвидации фирмы.

Позднее Вячеслав Наговицын прокомментировал ситуацию так: заработную плату люди могли бы получить гораздо раньше, если бы сразу, как только начались задержки с выплатами, обратились с жалобой в трудовую инспекцию или прокуратуру. Надо было не ждать, пока фирма окончательно разорится, не верить обещаниям работодателей, а действовать. "А у нас такой народ доверчивый, он иногда хочет, чтобы его кинули", — сказал он.

Но доверчивый народ — это лишь одна сторона медали.

Технология обмана

Вторая сторона — недобросовестные предприниматели, которые пользуются этой доверчивостью. Кроме того, грамотные "кидалы" от строительного бизнеса используют такие схемы, от которых никакое обращение в прокуратуру не спасет.

Любая стройка (даже ведущаяся на государственные деньги) сейчас юридически очень запутанна. Фирма-застройщик обычно окружается огромным количеством юридических лиц-субподрядчиков. Помимо оптимизации налогообложения, это позволяет уходить от ответственности, как перед заказчиками стройки, так и перед собственными работниками. Ничего не стоит, например, оформить рабочих стройки в фирму-пустышку, заключить договор субподряда с застройщиком и выдавать рабочим лишь малую часть от оговоренной зарплаты — только чтобы не разбежались.

А по завершении стройки фирму вместе со всеми рабочими бросить. Здесь уже не помогут ни обращения в прокуратуру и трудинспекцию, ни судебные тяжбы. Потому что фирма — пустышка. По-западному это называется аутсорсинг, а по-нашему — "кидалово". Явление в строительной отрасли Бурятии весьма распространенное. На той же дороге до Нового Уояна скандалы с зарплатами случались регулярно. Да практически каждая стройка в Бурятии в той или иной степени построена на таком вот обмане, варьируясь от "заплатили меньше, чем обещали" — до "вовсе не заплатили".

Власти, возможно, не подозревают о масштабах проблемы: малограмотное население, как правило, никуда не жалуется. А грамотные люди на стройку не идут.

Дискредитация труда

Нормального рабочего на стройку не заманишь и калачом. Прекрасно зная о том, что вероятность не получить за работу ничего высока, он лучше займется чем-либо другим, например, будет таксовать.

Идут на стройку люди лишь от безысходности. Например, жители деревень, где никакой работы нет вообще. Естественно, они хуже образованны, менее квалифицированны и т.д. "Кинуть" их легко — после окончания стройки уедут обратно в свою деревню и по прокуратурам ходить не будут. В широком смысле такая практика дискредитирует в глазах простых граждан идею труда как такового. Работай, не работай — один черт. В условиях нынешней жизни каждая невыплаченная зарплата — это огромная человеческая трагедия.

Правительство ставит задачу — заменить китайцев своими гражданами, чтобы росли доходы населения, чтобы платились налоги. Предприниматели заменят. Но платить не будут (китайцам не платить не получится: один раз не заплатишь — и больше никто не приедет). Так что никакого положительного эффекта правительство Бурятии в итоге не получит.

Что делать

Поскольку большая часть строек сейчас осуществляется на государственные деньги, правительство может и должно контролировать политику подрядчиков в отношении своих рабочих. Если бы республиканские власти мониторили ситуацию на строительстве дороги до Нового Уояна, на подрядчика можно было бы повлиять еще летом. Все равно есть какие-то рычаги воздействия.

Возможно, перед подписанием госконтрактов следует заключать с подрядчиками дополнительные соглашения, подразумевающие обязательства по официальному трудоустройству, по уровню зарплаты и т.д. Пускать на самотек этот вопрос нельзя. Самотеком он пришел черт знает куда.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.