Пособие по борьбе с пешеходами

Вопрос взаимодействия безлошадных и "лошадных" очень актуален. Особенно сейчас, когда на дорогу начали выезжать "подснежники", а пешеходы все больше гуляют и ходят по улицам. Вопросы по поводу пунктов ПДД и норм законов были адресованы нашему постоянному консультанту, автомобильному юристу Аюру Цыбикову.
A- A+

- Аюр, что, согласно Правилам, есть непредоставление преимущества?

— В правилах написано весьма кратко. "Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (п. 1.2 ПДД)".  Формулировка, с точки зрения теории, достаточно расплывчатая. Объясню почему. В КоАП есть ряд статей, предусматривающих наказание за непредоставление преимущества. То есть они предусматривают наказание за непредоставление права. Но в ПДД не указано, как именно предоставляется право. Поэтому на практике понятие "предоставить преимущество" обычно отождествляют с понятием "уступить дорогу" (не создавать помех). Хотя для этого в ПДД есть другой термин "уступить дорогу", рекомендую согласиться с общим мнением. "Уступить дорогу (не создавать помех)" — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД).

— А если пешеход не изменил траекторию или скорость движения, и водитель успел проскочить по переходу — получается, штрафовать водителя не имеют права! Почему тогда инспекторы останавливают и непременно штрафуют? Нарушения ведь не было!

— Совершенно верно. Но это, подчеркиваю, в случае, если пешеход не изменил траекторию или скорость движения. Бывает, что сотрудник ГИБДД это обстоятельство признает, но все же наказывает — либо по незнанию, либо умышленно. И то и другое не красит ни сотрудника, ни ГИБДД. Любой неправомерный штраф можно, кстати, обжаловать в течение 10 дней!

— Пожалуйста, прокомментируйте пункт ПДД о том, что водитель должен останавливаться, если в соседнем ряду машины стоят или замедляются — насколько это обоснованно и в каких случаях.

— Это требование относится только к пешеходным переходам (п. 14.2 ПДД). Нарушение этого требования не влечет наказания за исключением случаев, если транспортное средство создало помеху пешеходу. Поскольку вопрос о cоздании помехи оценивается на глаз, а взгляд водителя и инспектора ДПС сильно различаются, шанс быть наказанным всегда высок.

— Водитель должен быть осторожен при движении вблизи переходов. Вспомним несчастные случаи, когда сбивали пешеходов на переходе из-за отсутствия видимости в соседнем ряду.

— Такие случаи весьма нередки. Поэтому нужно неукоснительно соблюдать п. 14.2 ПДД, о котором говорилось выше. Видимость здесь никак не исправишь в силу разницы размеров транспортных средств и пешеходов.

— Многие водители, видимо, запуганные штрафами за непредоставление преимущества, останавливаются, едва завидев пешехода, даже если тот еще не решил, идти ему или нет.

— Вообще-то транспортное средство обязано остановиться, только если создаст помехи пешеходу или (вне пешеходного перехода) для того, чтобы предотвратить наезд на пешехода. Создавать помеху нельзя (п. 1.5 ПДД). С другой стороны, у каждого водителя разная реакция, опыт и т.д., поэтому ничего зазорного в том, что водитель проявит излишнюю осторожность по отношению к пешеходу, я лично не вижу.

— Наши дорогие во всех смыслах пешеходы выбегают на проезжую часть и где попало, и не глядя в сторону приближающегося транспорта. Давайте напомним, какое наказание их ждет за подобное поведение!

— Наказание для пешеходов существует: штраф 100 рублей или предупреждение, в состоянии опьянения — штраф от 300 до 500 рублей (ст. 12.30 КоАП).

— Вопрос у меня как у владельца домашних животных возник: обязан ли водитель пропускать собаку или другое животное, которое пользуется "зеброй"? (Много умных собак ходит именно там.)

— Такой обязанности по отношению к животным нет. Но есть общее требование к водителям — не причинять вреда (п. 1.5 ПДД), предотвращать ДТП. А под ДТП понимаются и ситуации, связанные с причинением материального ущерба (п. 1.2 ПДД). Установить, является ли животное чьим-либо имуществом, за рулем вряд ли возможно. Но и по-человечески, с точки гуманности, животное надо пропустить. Да и свой автомобиль целее будет.

— И еще о "зебре". Культурные водители избегают остановки на "зебре", но полно идиотов, которые встают прямо на ней! Какая ответственность за это предусмотрена?

— За остановку на "зебре" штраф 300 рублей или предупреждение, такое же наказание за остановку на тротуаре, создавшую препятствия для пешеходов (ч. 3 ст. 12.19 КоАП).

— Да, вот о тротуарах очень любопытно. Езда по ним интересует: что за это должно последовать?

— Движение по тротуару — это штраф 2000 рублей (ч. 2 ст. 12.15 КоАП). Движение по тротуару в некоторых случаях разрешено (п. 9.9 ПДД). Поэтому, если не растеряться, всегда можно сказать, что подвозил груз. Доказать обратное обязаны сотрудники ГИБДД, если вы не начнете им помогать, отвечая на то, какой груз и куда возили.

— Ну и, как водитель, что-нибудь от себя по поводу обстановки на дорогах. Например, светофор на "Восточных воротах" очень разгрузил мост и дорогу, где бы еще такие поставить?

— Для пешеходов поставил бы на Левом берегу в местах пешеходных переходов. Здесь очень много смертей, причем именно на пешеходных переходах. Для водителей неудобно — но жизнь пешеходов дороже этих неудобств. Я не разделяю позиции водителей, которые не любят пешеходов и стараются им противостоять. Мне иногда страшно за пешеходов, которыми являются многие близкие мне люди, из-за того что, вместо того чтобы воспитывать в себе уважение и вежливость к ним, мы начинаем цепляться и говорить, что они тоже нарушают.

Считаю, что пешеходы страдают больше водителей. При наезде на пешехода водитель, как правило, невредим. А вот на кровь на асфальте страшно смотреть, не то что на сбитого человека! Для водителей поставил бы светофоры в других местах. Навскидку — "Саяны", Республиканская больница (здесь много пешеходов, как на Центральном рынке, бесконечная вереница), Стрелка (на перекрестке с пр. Автомобилистов, только не знаю, как совместить со светофорами на соседнем перекрестке, до которого всего 200 м), на кольцевом переезде в 20а квартале (там вообще дурдом, не лучше перекрестка у кинотеатра "Октябрь"), на пересечении улиц Пищевая и Кольцова (мелькомбинат) — для тех, кто выезжает с улицы Кольцова (со стороны "За рулем").

— Спасибо, Аюр. Пожелаем всем больше уважения друг к другу. Вопросы, ответы на которые вы бы хотели видеть в "Автоформуле", задавайте по телефону 68-10-20.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.