Несколько советов по вождению

Когда водитель еще совсем не "оперился", он ведет себя правильно не всегда. Распространенные ошибки новичков за рулем: срезание траектории в поворотах (машина при этом не едет четко по одной полосе либо вообще вылезает на бордюр), остановка на слишком дальнем расстоянии от пересечения проезжей части вследствие неумения ориентироваться, нажатие тормоза в пол по делу и не по делу и другие проделки. Помочь начинающим водителям быстрее адаптироваться в дорожном потоке и управлять машиной безопасно должны вот эти советы.
A- A+

Главное правило безопасного вождения обязывает водителей относиться ответственно к своему занятию. Оно гласит: "Я знаю, что ситуация безопасна, и поэтому действую", а не "Я предполагаю, что ситуация безопасна, и поэтому действую". Чувствуете разницу? Водитель не должен действовать наобум: слишком уж велик риск. Не высовывайтесь из-за автобуса, если не видите, что полоса, которую вы хотите занять, свободна. И уж тем более не вылезайте на встречную полосу. Есть еще одно отличное правило — оставлять "запасной выход". То есть во время вождения, в любой момент, нужно стремиться к тому, чтобы вокруг вашего автомобиля было достаточно пространства (запасного выхода) хотя бы в одном направлении.

Проще говоря, во время движения по городу не стоит сосредоточиваться на автомобиле, едущем непосредственно перед вашим. Стремитесь оценивать всю ситуацию вокруг, важно также поведение 2—3 машин впереди. Попутно развивайте навык контроля над обстановкой сзади и сбоку — настоящие профессионалы ведут не только свой автомобиль, но и все вокруг него в режиме реального времени, отслеживая постоянно изменения со всех сторон. Это очень сложно, но приучайте себя постоянно проверять зеркала и учитесь видеть обе обочины дороги. В этом случае у вас будет запас времени, чтобы среагировать на какие-то обстоятельства. Например, стоящий на остановке микроавтобус вдруг начал отъезжать — вы, точно зная, что левый ряд свободен, успеете перестроиться в него, а не будете срочно тормозить.

Так же, имея информацию о расстоянии до транспорта, следующего за вами, вы будете знать, приемлемо ли экстренное торможение (или в вас въедет этот водила на букву М, разговаривающий по телефону). Всегда cтремитесь сохранять дистанцию перед собой — периодически спрашивайте себя: а что, если вот этот впереди идущий джип сейчас тормознет в пол? Успеете отреагировать, остановиться? Это не только безопасность в случае резкого снижения скорости передней машины, вы сможете видеть качество дорожного полотна и вовремя заметить и объехать ямы, которые весной разверзаются на каждом шагу.

А в пробках это еще и возможность для маневра — если вам понадобится сменить ряд и свернуть. При выяснении причины ДТП в подавляющем числе случаев фигурируют слова "вдруг" и "неожиданно". Это значит, что водитель потерял контроль над дорожной обстановкой и просто не видел, как она изменилась и что произошло. Поэтому за рулем не отвлекайтесь на рекламу и вывески, коими магазины и новые торговые центры завлекают клиентов. Главное это то, что происходит на дороге. Красивые девушки, которые одеваются все легче, — спасибо погоде — тоже могут стать причиной ДТП.

Не смотрите на органы управления машиной, все действия с педалями, рычагом КПП, рычажками дворников, клавишами климат-контроля и прочими должны быть отработаны и производиться без взгляда на них! И совершенно глупо при движении поправлять прическу, красить губы или смотреть дорогу на карте. Что-то необходимо сделать — остановитесь и сделайте это. А еще музыка в машине отвлекает — особенно новичков. А мобильный телефон — еще больше, hands-free не выход, потому что внимание сужается; и общение с пассажирами тоже убивает концентрацию на дороге. Разговаривайте меньше и тем более не поворачивайте голову в сторону собеседника. На светской вечеринке это, может быть, и неприлично, а за рулем только так и надо себя вести.

И не курите за рулем. Мало того, что дым в замкнутом пространстве раздражает слизистую оболочку глаз, так еще и выброшенный окурок может занести ветром в открытое окно вашей или другой машины. Кроме того, во время курения у вас занята одна рука, а в очередной раз напомним, что на наших дырявых дорогах нужны обе.

Но вернемся к слову "вдруг". Чтобы обезопасить себя, на незнакомой дороге не превышайте скорость — за поворотом может ждать сюрприз типа стоящей по центру дороги коровы или огромной ямы. На дороге знакомой, но изобилующей крутыми поворотами, сбавляйте скорость на всякий случай: погода нынче еще не гоночная, лед не везде сошел, а ямы появляются каждый день. Двигаясь осторожно, в случае необходимости вы сможете вовремя затормозить. И еще: на хорошо знакомых маршрутах, особенно в состоянии утомления, мы начинаем управлять автомобилем на "автопилоте". Этого нужно избегать, не доверяйте своему опыту и двигайтесь по различным маршрутам. Движение по менее знакомым улицам заставит вас в большей мере концентрировать свое внимание на дороге, осознанно и более ответственно относиться к принятию решения.

Следующее правило связано с оценкой опасности. То есть из всего многообразия поступающей к нам информации нужно выбрать и своевременно оценить именно то, что представляет собой опасность. Можно увидеть лужу на асфальте, но заблаговременно не снизив скорость, попасть в ситуацию аквапланирования. Можно увидеть стоящий на обочине грузовик, но также не предпринять никаких защитных мер. Поэтому, увидев что-то, представляющее опасность, нужно еще и быстро принять решение и среагировать.

Причем выполнение действия должно быть отработанным в безопасном месте. Пример: вы видите выбежавшего пешехода или машина перед вами подрезала ваш автомобиль. Принято решение тормозить. А вы обучены этому, если под колесами лед? Или действие — сворачиваем с этого ряда с одновременным торможением. Уверены, что автомобиль не занесет? Поэтому правильное выполнение действий — это еще один важный, обязательный элемент навыков хорошего водителя. Отрабатывать навыки заранее на автодроме или закрытой площадке нужно обязательно!

А для начала меньше выезжайте на дороги с плотным потоком (это центр города, узкие улицы и т.п.). Со временем вы научитесь чувствовать машину и ее место в уличном потоке, научитесь безопасно и по правилам маневрировать, станете за рулем менее скованным, будете получать удовольствие от поездки, но и тогда надо помнить все вышесказанное. Это поможет избежать неприятностей на дороге.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.