Вернуть коммунизм

Глава Бурятии заявил в понедельник, что собирается решать вопрос об энергетическом равноправии с Иркутской областью через пересмотр всего российского тарифообразования. По сути, Вячеслав Наговицын пытается возглавить движение энергетически ущемленных сибирских регионов против "богатых" соседей.
A- A+
Вопрос жизни и смерти

"Выравнивание тарифов на электроэнергию для Бурятии является вопросом жизни и смерти", — именно такими словами чуть более года назад начал свою кампанию за выравнивание тарифов между Иркутском и Бурятией Вячеслав Наговицын. С того момента тональность выступлений и их тезисы претерпели значительные изменения. Сами мероприятия президента по этому поводу требуют подведения некоторых промежуточных итогов.

Идея уравнять тарифы была более чем благородной и экономически целесообразной. Уже дети в Бурятии знают тезис из экономики республики, скомпилированный Вячеславом Наговицыным в августе прошлого года: "Очень сложно объяснить жителям республики, почему стоимость электроэнергии для них в три раза больше, чем для жителей соседних населенных пунктов, но находящихся уже на территории Иркутской области".

Таким образом, глава Бурятии в течение всего прошлого года посылал наверх сигналы об энергетической дискриминации вверенного ему региона. Внутри Бурятии все были обеими руками за. Бизнес с замиранием сердца следил за каждым словом президента: "Вдруг действительно решит вопрос". "Если решит энергетический вопрос, то президентство Наговицына можно будет считать успешным", — считали и считают самые эмоциональные наблюдатели.

Несостоявшаяся победа

Казалось бы, апофеозом деятельности президента Бурятии стал приезд Дмитрия Медведева в прошлом году с профильным министром энергетики России Шматко. Прямо в Улан-Удэ раздались указания главы России решить проблему. И потом, когда простым наблюдателям казалось — победа так близка, ситуация стала "подвисать".

Тогда наиболее наблюдательная общественность вспомнила, что Вячеслав Наговицын, выступая о разнице тарифов, ни разу не обошелся без словосочетаний: "вопрос сложный", "проблема трудноразрешимая" и так далее. Но, в общем, предостережения в эйфории не заметили.

Тем более, сам глава Бурятии уже с конца прошлого года, говоря о тарифах на электроэнергию между Иркутском и Улан-Удэ, тщательно выбирает выражения. Спустя ровно год после кардинального тезиса "о жизни и смерти", в марте 2010 было заявлено:

"Когда мы начинаем работать на федеральном уровне, то шила в мешке не утаишь — сразу же понятно, что у нас в Бурятии не самая высокая цена на электроэнергию. Она средняя по Сибирскому федеральному округу".

Здесь затаилась главная трудность Вячеслава Наговицына. Бурятию не волнует цена на электроэнергию — она высока, но адекватна по сравнению с другими регионами.

Советские успехи обернулись проблемой

Ранее об этом публично не говорилось, но уровень тарифа у нас высокий по другой причине. И ее Вячеслав Наговицын озвучил на пресс-конференции 26 апреля. В советское время Бурятия настолько электрифицировалась, что протянула у себя 23 тысячи километров сетей. Практически ни один регион в России не может похвастать такой протяженностью электропроводов. Как заявил президент: "По 200 километров сети до стойбища, где лампочка и насос всего лишь".

Честь и хвала советским руководителям региона, сумевшим накрыть всю гигантскую территорию Бурятии электросетями. Тогда содержание сетей не ложилось тяжким бременем на плечи потребителей Бурятии — государство выравнивало тариф по всей стране.

Однако во времена капитализма 23 тысячи километров сетей, помноженные на громадную территорию, дают совершенно другой эффект. Все это надо содержать за свой счет. 70 процентов тарифа на электроэнергию в Бурятии составляет содержание сетей. И только 30 — генерация. Поэтому дешевая электроэнергия, вырабатываемая Иркутской областью, вообще ни при чем. У нас электричество стоит примерно так же. Но вот его доставка — в разы дороже. В Иркутске сети компактнее, да и содержатся они крупными металлургическими и нефтехимическими заводами (собственниками магистральных сетей). Отсюда и трехратная почти разница: в Бурятии за доставку платят бизнес и люди, потому что более некому.

Если пойти полностью по капиталистическому пути, то протяженность сетей в Бурятии надо сокращать. Иначе под грузом этих сетей умрет вся экономика республики. Можно просить дотации у федерального центра. Однако был выбран другой вариант.

Другой уровень решений

В дотациях, судя по всему, федеральный центр нам отказал. Вячеславу Наговицыну, возможно, сказали следующее: решать проблемы отдельной Бурятии на федеральном уровне никто не будет. Это плохой прецедент. Очередь выстроится из страждущих регионов. Но Вячеслав Наговицын привлек внимание федералов к этой проблеме. И начал "заход" с другой стороны.

Как известно, наш президент не так давно был избран председателем "Сибирского соглашения". Последним фактором, вкупе с другими лоббистскими возможностями, глава Бурятии и решил воспользоваться.

На недавней встрече с Владимиром Путиным президент Бурятии предложил пилотный проект на всей территории СФО, в ходе которого всем регионам выставят единый сетевой тариф. Таким образом значительно нивелируется цена на электричество в разных частях Сибири. По мнению главы Бурятии, тогда можно будет говорить о равных возможностях всех сибирских регионов. Иначе говоря, предложено свернуть часть реформы энергетики страны на значительной части России.

Пользуясь правами спикера "Сибирского соглашения" и главы Бурятии, президент решил "пободаться" с тремя другими регионами с дешевой энергией — Иркутской областью, Красноярским краем и Хакасией. Тем повышать свой тариф в угоду бедным регионам совсем не хочется. Зато себе в помощники Вячеслав Наговицын возьмет остальные ущемленные регионы, в частности Алтай, где тарифы еще более высокие.

На прошлой неделе в возможных боях за равный тариф он пытался заручиться поддержкой премьер-министра Владимира Путина. Тот дал письменные указания в федеральные ведомства рассмотреть вариант пилотного проекта. Ранее готовность помочь Бурятии официально подтверждал Дмитрий Медведев, но без подробностей. Как-то незаметно ставки в игре неожиданно выросли. Причем, шансы на успех по-прежнему трудно прогнозировать.

Факты о стоимости электричества в Бурятии

— До 70% от тарифа в республике составляет стоимость содержания электросетей.

— Протяженность электросетей Бурятии — свыше 23 тысяч километров. Часто линия электропередач протяженностью в 200 километров обеспечивает током один населенный пункт в пару дворов.

— Сама электроэнергия стоит почти так же, как в Иркутской области.

— Тарифы на электроэнергию между Иркутской областью и Бурятией отличаются почти в 3 раза.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.