Турку перекопали

Как проходит строительство объектов туристической зоны "Турка", широко разрекламированной в прошлом году, мы решили узнать на месте. Основные работы, по словам строителей, начались лишь с марта нынешнего года.
A- A+
Засыпали болото

По ранее озвученным планам, уже к 1 февраля 2011 года, т.е. меньше чем через год, вся инфраструктура курорта — котельная, электроподстанции, очистные сооружения и т.д. — должна быть построена. И уже на подъезде к Турке видна вся грандиозность намерений строителей: участок турзоны "Турка" весь перекопан и перепахан.

Объекты здесь делятся на две части — производственно-эксплуатационная база (ПЭБ) и административно-деловой комплекс (АДК) — которые разделяет дорога. Первая будет обеспечивать вторую электроэнергией, теплом, строительными материалами, будет обрабатывать отходы. Вторая часть — это именно то место, которое будет привлекать туристов и инвесторов. Здесь будут пляжи, гостиницы, офисы, пристань для яхт и т.д.

Но на территории административно-делового комплекса, со стороны озера Байкал, пока проводится только засыпка болотистого берега землей. По поводу же сроков работники говорят, что к 1 февраля следующего года они закончат, только если привлекут дополнительно несколько сотен работников и полтора миллиарда рублей. На момент нашего приезда там работали от силы 10—15 человек. Хотя, по мнению мастера, большая часть самой трудоемкой работы уже проделана — берег засыпан землей.

"Мы делаем основание. Когда разровняем, поверхность будет идеально гладкая", — говорят рабочие. На этом основании уже можно будет строить объекты. Но, как оказалось, к 1 февраля стоит задача только по "сглаживанию" земли, т.е. "достижению нулевого цикла".

Под многометровым слоем песка должны лежать трубы, кабели, а также "тот самый" камень, заложенный при помощи министра финансов РФ Алексея Кудрина и президента РБ Вячеслава Наговицына прошлым летом в основание строительства.

Мешает погода

Строительство производственно-эксплуатационной базы по другую сторону дороги, в которую входят инфраструктурные объекты, выглядит более активным.

"Восемь электроподстанций будут готовы уже этим летом", — рассказывает инженер. Прекрасно обстоят дела и с возведением котельной, которую также планируют закончить этим летом. На строительстве же мастерских и гаражей не все так гладко. Очень мешает строителям плохая, холодная погода, говорит начальник объекта. К сроку закончат, только если погода не внесет коррективы, говорит она.

Уже в июле строители планируют поставить здесь бетонный завод. Хотя от него сейчас даже намека на котлован под фундамент нет. Также пока только планируется постройка очистных сооружений.

В оперативном штабе строительства объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" какую-либо информацию давать отказались, сославшись на коммерческую тайну. И предложили обратиться напрямую к заказчику или к подрядчикам. Что проблематично, т.к. по каждому объекту подрядчики разные. Также никаких комментариев мы не смогли добиться у ОАО "Особые экономические зоны", которое является генеральным заказчиком.

Кошмар для местных

Для местных жителей строительство объектов обернулось кошмаром. Ежедневный грохот от многотонных грузовиков, бульдозеров, кранов и экскаваторов вносят настолько непривлекательные изменения в размеренную жизнь местных жителей, что большинство их, несмотря на некоторые очевидные преимущества, высказываются против строительства этого объекта. "Все перекопали, теперь к Байкалу не подойдешь. Ни днем, ни ночью покоя нет от этих тракторов", — рассказывает Елена, жительница Турки. Строительная техника действительно громыхает слишком близко к жилым домам туркинцев. Буквально на одной стороне улицы — жилые дома, через дорогу, или даже на ее середине, начинается строительная площадка под портовопричальные сооружения. Сетуют жители и на то, что при проведении какихлибо работ мнение местных жителей никого не интересует. Между тем жителям есть что сказать.

Здесь часто вспоминают историю с глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2". Как только эта экспедиция прибыла в Турку, здесь на месяц установилась плохая погода, штормило, не пуская "Миры" в воды Байкала. В конце концов один из аппаратов вообще сломался, и поработать удалось только на "Мире-1". А после отъезда экспедиции несколько раз было землетрясение. Как будто само озеро противилось вторжению в его глубины. Как отмечают местные жители, аномально холодная зима и весна в этом году напрямую связаны со строительством турзоны. "Вот сейчас достроят, потом приедут люди и загадят все, и потомкам оставлять уже будет нечего", — говорят местные жители.

Работают только приезжие

Но главная претензия к строительству заключается все-таки в том, что местное население к строительству практически не привлекается. Рабочие тут, как правило, приезжие. Не строятся здесь и нужные поселку объекты социального значения, например, школа, которую уже несколько лет обещают власти. Далекие перспективы процветания волнуют сельчан гораздо меньше.

Хотя кое-кто выгоду уже получает. Местные магазины подсчитывают растущую выручку — рабочие прибавили оборотов местной торговле. Перспективы еще более радужные: когда все будет построено, торговля расцветет.

Из других преимуществ, которыми уже могут воспользоваться жители, — это хорошая шоссейная дорога. Однако прекрасная, без ям и выбоин трасса начинается только за несколько десятков километров от Турки. До этого идет обычное шоссе, обильно усеянное привычными заплатами, за ней на протяжении 25 км пролегает уже грунтовая дорога, на которой строительной техники не оказалось вообще. Хотя земляная насыпь очень широкая, так что дорога (в недалеком будущем?) также обещает стать качественной. В общем, впечатления от "Байкальской гавани" крайне неоднозначные.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.