Остановиться нельзя

Ирина Баторова, ведущая солистка театра "Байкал", относится к первому поколению танцоров, взращенных Дандаром Бадлуевым, директором театра. Эта красивая женщина, среди поклонников которой числится Стивен Сигал, на сцене уже 15 лет. Дата символично совпала с ее сольным концертом "Забудь обо всем! Просто танцуй!", который состоится 22 мая в Русском драматическом театре.
A- A+
Танцы пустыни Сахара

Идею своего сольного концерта Ирина вынашивала года два. Как признается танцовщица, ее характеру больше подходят страстные танцы.

Поэтому в концерте будет много экспрессии, эмоций. Команда создала блок разных видов испанского танца: фламенко, массовые испанские танцы, танец с плащами. В концерте также будут индийские и восточные танцы. Финальным номером станет "Египетский танец" в массовом исполнении.

Впервые в России будет продемонстрирован такой стиль, как требаль — одно из новейших направлений восточного танца.

— Его родина — пустыня Сахара, — рассказывает Ирина. — Танец характеризуется загадочностью. Основан на пластике, плавных движениях, работе пальцев, взгляде. 90% номеров — это абсолютно новые постановки, которые еще никто не видел.

Воплотить мамину мечту

Когда Ире было 9 лет, мама задала ей вопрос: "Ирочка, хочешь танцевать?". Будущая танцовщица ответила: "Хочу".

— У моей мамы с детства была мечта — танцевать, — рассказывает Ирина Баторова. — Правда, поступить в хореографическое училище ей не удалось. Она танцевала, но не профессионально. Зато воплотить мамину мечту удалось мне.

Ирину Баторову в хореографическое училище взяли сразу. Она поступила на классическое отделение, затем перешла на народное. Как-то Дандар Бадлуев отбирал девочек в ансамбль "Лотос". Среди шести танцовщиц была и Ирина. Ей тогда было 16 лет.

— С тех пор, как нас связала судьба, а это уже 15 лет, мы работаем вместе, — говорит Ирина Баторова.

Слушая, как танцоры говорят о своем руководителе, делаешь вывод: Дандар Жапович — больше, чем директор. Прежде всего это наставник, талантливый педагог.

— Он идет впереди всех, видит то, что другие увидеть не могут, — говорит Ирина. — Он знает, что будет интересно, а за что браться не стоит. Он может совмещать несовмещаемое так, что получается идеальный вариант. И мы от него перенимаем этот опыт, знания.

Ирина Баторова, Жаргал Жалсанов, Данара Балданцырен, Тумэн Цыбиков, Надежда Плотникова и другие — десять профессиональных танцоров, которые сегодня составляют основу танцевального коллектива "Байкал".

— Все, что театр имеет сегодня, это результат работы Дандара Жаповича и его учеников, которые вовремя сумели пропустить через себя его опыт, — говорит Наталья Васильева, администратор театра "Байкал". — То есть сегодня в Бурятии есть своя мощная танцевальная база.

Разочарование Стивена Сигала

Самой запоминающейся для Ирины работой является "Ода Матери-Лебеди".

— Тогда я впервые познакомилась с историей, — рассказывает Ирина Баторова. — Когда Дандар Жапович начал нам рассказывать, какие существуют бурятские роды, что из кого произошло. Когда колдует шаман, лебедь вздымается в воздух - - для меня это было очень интересно.

"Шива Натараджи" — еще один из ярких проектов с участием нашей героини. Он посвящен одной из древнейших индийских культур.

"Мы также изучали обычаи, традиции этой культуры, — говорит Ирина. — И перед тем как выйти на сцену, обязательно делали поклон сцене, чтобы все прошло хорошо, чтобы та поверхность, на которой мы работаем, помогала нам".

Во всех странах — а это Арабские Эмираты, Тайвань, Испания, Америка, Франция, Италия и др. — танцоры театра стараются перенять танцевальные манеры, знакомятся с местной культурой, интересуются местными обычаями, традициями, рассказывают о своей родине. И интересно обеим сторонам.

Самой значимой наградой для Ирины является "Золотое сердце" — премия, которая вручается лучшим деятелям культуры.

"Там мы встретились с такими звездами, как Ростропович, Софи Лорен, Орнела Мути, Стивен Сигал", — восторженно рассказывает Ирина. Стивен Сигал, кстати, проявлял большой интерес к нашей танцовщице. В ходе беседы он неожиданно спросил у Ирины: "Ты замужем?". Узнав, что артистка замужем и счастлива в браке, голливудский актер был разочарован и в ответ лишь проронил: "Bad girl".

Движения и тело

Репетиционная база театра "Байкал". Вдоль стены многочисленные награды, фотографии со знаменитостями российского и мирового уровня. В танцевальном зале идет прогон концертной программы. Стройные девушки с прессом, как у Джессики Альбы, и накачанными ногами, как у Дженнифер Энистон, вбивают в пол каблуки в такт R…n…B.

Красивая осанка и стройное тело — результат напряженной работы и самодисциплины. Рабочий день танцоров начинается в 10 утра. Полтора часа они занимаются классикой (основа основ, без которой нет профессионального артиста), затем акробатикой (обязательная дисциплина, без которой невозможны трюки, перевороты). Акробатикой с танцорами занимается приглашенный педагог из Монголии. После акробатики начинаются современные танцы.

— Если в классическом танце движения идут по школе, то в современном танце эти правила ломаются, — говорит Наталья Васильева. — И, чтобы владеть несколькими стилями, надо иметь хорошую подготовку и мастерство.

Последние полтора месяца коллектив занимается по 12 часов в день.

— Нам надо нарабатывать все движения, "вводить" их в тело, потому что поставить танец — одно, а внести в артиста то, что ты хочешь показать, — это другое, — говорит Ирина Баторова. — Чтобы каждый разворот тела был таким, каким нужно. Чтобы зритель видел и понимал танец. И это надо нарабатывать каждый день.

Помимо постоянной физической нагрузки, танцоры ограничивают себя в еде.

— Мы очень мало едим сладкого, — рассказывает Ирина Баторова. — Одна конфетка в день — максимум. И то это много. Особых диет нет. Но лично я всегда беру пророщенные зерна пшеницы. И через каждые четыре часа артист обязательно должен поесть.

Вокруг тебя вращается Вселенная

Как известно, танец для многих древних народов — это способ общения с Богом или другими высшими силами, которые наполняют человека энергией. Исполняя танец, человек выходит за рамки своего сознания. Он попадает в пространство, где может видеть мир в истинном виде.

— Да, конечно, без этого танцор — не танцор, — делится Ирина Баторова. — Когда мы только выпустились из училища, Дандар Жапович нас учил медитации. Он говорил: "Чувствуйте свое тело. Сейчас с макушки побежит холодок. Тело покроется мурашками". А мы стояли, ничего не чувствовали и думали: "Ну, и где этот холодок?". А сейчас я могу просто подумать об этом и сразу же почувствовать холод (показывает, что тело покрылось мурашками). Вот настолько чувства остры, тело восприимчиво. А иначе как можно донести до зрителя свою мысль, если сам ее не чувствуешь?

— Это высшее мастерство, когда ты уже можешь отдавать себя зрителям, — добавляет Наталья Васильева. — Сольный танец ведь сложный. Тысячи глаз прикованы к тебе, ты — центр, и вокруг тебя вращается Вселенная.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.