Общественность взялась за суд

На прошлой неделе общественники в лице представителей религиозных конфессий и партий и других организаций дружно выступили с сенсацией. Местная Квалификационная коллегия судей нелегитимна. Судьи в последнее время назначены вопреки закону. Таков их вердикт.
A- A+
Представительное собрание

Название "круглого стола" — "Участие общественности в деятельности Квалификационной коллегии судей Бурятии" — никак не подразумевало столь шумного результата. Однако случилось иначе. К этому мероприятию тщательно готовились. В последнее время в республиканской прессе появлялись сообщения о желании общественников контролировать деятельность коллегии, которая выдвигает граждан на должность судей. Но подобного результата от их намерений никто не ждал.

Стоит заметить, что Квалификационная коллегия определяет кандидатуры судей для дальнейшей работы по всей Бурятии. В этом смысле ее работу трудно переоценить. По большому счету, этот незаметный орган играет ключевую роль в стабильности судейской системы. Стабильности во всех смыслах.

Инициаторами "круглого стола" выступили представители Буддийской традиционной Сангхи России. Им удалось собрать на него весьма представительный состав. В частности, присутствовали: Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Владыка Савватий, настоятель дацана на Верхней Березовке Баир лама, священнослужители Старообрядческой церкви, представители политических партий — "Единой России", КПРФ, "Справедливой России", ЛДПР, представители Организации объединения профсоюзов Бурятии.

О многом стало понятно из вступительной речи Биликто Дугарова, советника по правовым вопросам Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Выходило, что 29 апреля 2010 года Народный Хурал принял постановление о назначении представителей общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Бурятия. Согласно законодательству, треть коллегии — семь членов — должны быть избраны из числа общественности.

Суд сам себя контролирует

Однако, как было заявлено на "круглом столе", вместо общественности в коллегии оказались 6 судей в отставке и один профильный преподаватель местного вуза. И парламент проголосовал за них.

Достаточно долгое время на "круглом столе" пытались выяснить, насколько бывшие судьи могут считаться общественностью. В результате пришли к мысли, что не могут. Судьи в отставке пользуются льготами, специальными пенсиями и другими "радостями" пенсионной жизни, финансируемыми за счет судебной системы. Кроме того, в случае конфликта с представителями судов у них могут быть отобраны все привилегии. Свои мысли организаторы стола подтвердили нормой закона.

Участники совещания сошлись во мнении, что отставные судьи остаются частью "системы" и вряд ли могут считаться независимой общественностью. Кроме того, эти кандидатуры направил для утверждения в Хурал сам Верховный суд, который никак нельзя назвать общественной организацией. В общем, вслух об этом заявлено не было, но организаторы "круглого стола" дали понять, что присутствие некоторых членов в квалификационной коллегии судей может быть оспорено. На мероприятии прямо прозвучали выражения "нелегитимная коллегия", "незаконно утвержденные судьи".

Этого уже хватало для сенсации. Но далее события развернулись уже совсем революционно.

Потенциальная коррупция

Слово было предоставлено Бальжиме Доржиевой, работнику минюста Бурятии, независимому эксперту, уполномоченному на проведение экспертизы на коррупциогенность данного закона.

С ее слов выходило, что дело тут даже не в конкретных кандидатурах. Но сам республиканский закон "О порядке назначения и досрочном прекращении полномочий представителей общественности в Квалификационной коллегии судей Республики Бурятия" потенциально коррупционный. Он непрозрачен и может толковаться по-разному.

По словам г-жи Доржиевой, свое заключение о законе, на основании которого формируется Квалификационная коллегия судей в Бурятии, она отправила в администрацию президента Бурятии и в Народный Хурал. Более того, по ее информации Вячеслав Наговицын дал указание подчиненным приготовить свой вариант этого закона. И это еще не все. Как заявил Биликто Дугаров, президентский вариант закона уже находится в парламенте, чуть ли не лично у председателя Хурала Матвея Гершевича. И может быть вынесен на обсуждение уже на июньской сессии Хурала.

По сути, участники стола были свидетелями достаточно жесткой попытки повлиять на внутреннюю жизнь одной из ветвей власти — судейской. Ветви весьма закрытой, а в Бурятии — весьма персонифицированной на протяжении долгих лет. Причем попытка была весьма подготовленной и обставлена весьма цивилизованно.

Вряд ли именно все участники "круглого стола" предполагали такое кардинальное развитие событий. Но участие, к примеру, представителей профсоюзов, всех ведущих политических партий или конкретных лиц в виде Игоря Бобкова или Владыки Савватия придали мероприятию весьма респектабельный статус.

Тем более что организаторы "круглого стола" не ограничились устной критикой судейских порядков. По итогам "круглого стола" советник Хамбо ламы Биликто Дугаров обратился с письмом с Вячеславу Наговицыну, в котором от "имени участников" было предложено "принять скорейшие меры для отмены незаконного постановления о назначении представителей общественности в Квалификационную коллегию судей Республики Бурятия". А также поскорее принять новый закон, взамен старого "коррупциогенного".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.