Горсовет утвердил отчет о бюджете
Между тем минувший год был нелегким, исполнять финансовые обязательства приходилось в условиях кризиса, который не мог не повлиять на исполнение бюджета.
— Несмотря на нестабильность в стране, необходимо отметить высокую степень исполнения расходных обязательств — более 98%, — отметил председатель городского Совета депутатов Александр Голков. — Даже в 2008 году этот процент был меньше.
Кризисные явления отразились на наполняемости городской казны. Доходы сократились на 16%, в то время как расходов меньше не стало. В течение года муниципалитет совместно с депутатским корпусом вносил изменения в бюджет, чтобы найти дополнительные источники финансирования. Часть проблем удалось решить за счет кредитования в банках. Весомой поддержкой могло бы стать перераспределение платежей в бюджет столицы за счет изменения налоговой политики между городом и республикой.
С такой инициативой горсовет выходил в Народный Хурал РБ, однако ни парламентарии, ни президент Бурятии, ни республиканская Контрольно-счетная палата не дали положительного заключения.
— Мы приняли решение отозвать этот вопрос, — уточнил Александр Голков. — Понятно, что поступления от транспортного налога и "упрощенки" значительно улучшили бы экономическое и финансовое положение столицы. Бюджет города лишь формально считается дотационным, ведь мы перечисляем львиную долю налогов, которые затем возвращаются обратно в виде трансфертов. В случае изменения межбюджетных отношений у нас было бы достаточно средств для исполнения всех полномочий.
Несмотря на то что эта инициатива представительного органа власти была отклонена, председатель горсовета отметил, что депутаты оставляют за собой право рассмотрения и внесения других законодательных инициатив. Сегодня из-за недостатка денежных средств многие муниципальные программы финансируются не более чем на 12%. Такое положение дел, по мнению Голкова, в корне неверно. Сейчас, как и в предыдущие годы, основной доход казны обеспечивался за счет налогов на физических лиц, который составляет 58%, объем земельного налога — 15%. Большим подспорьем стали неналоговые платежи — их в муниципальный бюджет поступило более 514 млн рублей. Нестабильность в финансовую политику столицы вносит муниципальный долг, сократить который пока не удается: на 1 января 2010 года он составил более 1 млрд 700 млн рублей. Основная долговая нагрузка приходится на банковские кредиты.
Была принята целевая программа по снижению муниципального долга, в рамках которой удалось погасить задолженность перед кредитными организациями лишь на 17 млн рублей. Приходится констатировать, что на снижение долга утвержденный документ существенно не повлиял.
Когда в начале финансового года принимался бюджет, его назвали социально ориентированным. В течение двенадцати месяцев в приоритете были социально значимые расходы — выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, коммунальные услуги, подготовка к зимнему отопительному сезону, учебному году. Часть средств тратилась на обеспечение дополнительных мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Как уже было сказано выше, весь депутатский корпус занял единую позицию в вопросе утверждения годового отчета об исполнении городского бюджета на 2009 год.
Кризис, по мнению депутатов городского Совета, позволил создать определенную базу для эффективной работы в наступившем 2010 году, а одним из факторов стабилизации является принятие бездефицитного бюджета.
Еще один вопрос в повестке сессии касался главного финансового документа. Комитет по финансам города предложил депутатам горсовета утвердить некоторые изменения, внесенные в бюджет, которые коснулись доходов от межбюджетных трансфертов. Средства из республики планируется направить на софинансирование реконструкции моста через Уду с устройством транспортной развязки на ул. Бабушкина—Трубачеева. Также будет проведен капитальный и текущий ремонт жилья участников, инвалидов и вдов погибших участников ВОВ и т.д.