У Бурятии появится свой флот
Однако было время, водный транспорт на территории Бурятии был развит больше, чем сегодня. Так, некогда существовало водное сообщение между Бурятией и Монголией по Селенге. Правда, последний пароход с грузами в соседнюю страну ушел в далеком 1953 году. А на реке Чикой регулярное судоходство прекратилось в 1988 году. До 80-х по Селенге ходили комфортабельные пассажирские катера, но их передислоцировали в Иркутск. Главная причина этого состоит в обмелении рек. За последние пятьдесят лет Селенга почти потеряла статус судоходной реки.
Выход специалисты видят в использовании судов на воздушной подушке. Сейчас ведутся переговоры об использовании судна "Хиус-32". В нем 48 посадочных мест, у него небольшая осадка. Как говорят в министерстве транспорта Бурятии, есть немалые перспективы положительного решения.
— Для водного транспорта в республике будет потребитель — туристическая сфера, — считает Алексей Кисилев, начальник отдела воздушного и водного транспорта минтранспорта РБ, — и водный транспорт надо развивать. Множество туристов прибывает к нам по воздуху. Можно соединить два вида транспорта — отправлять прилетевших путешественников на Байкал водным путем.
Появление "Хиуса" позволит разнообразить жизнь Улан-Удэнского речного порта. Ведь пассажиры будут садиться на борт корабля там. В ожидании запуска проекта речной порт подкрасили, подчистили. Первая попытка не получилась, но есть все шансы, что этот ценный труд не пропадет.
Туристско-рекреационная ОЭЗ "Байкальская гавань" дает республике шанс попытаться получить от водных перевозок больше экономического эффекта, нежели сейчас.
Возможно, настанет время, когда суда компаний, зарегистрированных в Бурятии, платящих здесь налоги, с туристами на борту будут отплывать от Турки, где строится причал, по живописным берегам Байкала, с обязательным заходом на остров Ольхон, в Малое море, в другие точки отдыха в иркутской акватории Байкала. Как это сейчас делают суда иркутских фирм.