Оплата поминутно

Министерство социальной защиты Бурятии готовит грандиозный эксперимент. Сложившуюся за последние два десятилетия систему помощи одиноким пожилым людям хотят полностью изменить и перевести на капиталистические рельсы.
A- A+

Почти родственники

Помыть посуду, сварить обед, сходить за продуктами, наколоть дров, убраться в квартире, сделать ремонт — да мало ли в чем нужно помочь одинокому пожилому человеку! Социальные работники всегда готовы помочь. И словом, и делом. Как правило, отношения между подопечным и социальным работником выходят за рамки деловых. Спустя несколько лет общения пожилые люди считают своих помощников чуть ли не родственниками.

Теперь все может кардинально измениться. В Бурятии реализуется очередной экспериментальный проект в социальной сфере "Реформирование системы социального обслуживания населения в РБ".

О том, как будет теперь осуществляться помощь одиноким старикам, социальным работникам рассказал на общем собрании директор Улан-Удэнского Дома престарелых и инвалидов Дугар Балданов.

Основной целью реформы, естественно, является "повышение качества социального обслуживания населения и организация более эффективной работы кадров". И, разумеется, внедрение пилотного проекта не обойдется без "оптимизации кадров", читай их сокращения. Кроме того, грядут серьезные изменения в системе оплаты труда.

Сходить в магазин — 24 рубля

Последнее новшество вызвало у социальных работников, присутствовавших на информационно-ознакомительном собрании, бурю эмоций. "Сдельно-премиальная" оплата труда подразумевает, что отныне зарплата сотрудников будет напрямую зависеть от количества оказанных услуг.

Вот вкратце суть новой системы оплаты: каждая услуга имеет свою стоимость. В настоящий момент она определена из стоимости одной минуты. Определено, что одна минута будет стоить 32 копейки. При этом каждая услуга имеет свое время, исходя из государственного стандарта на оказание услуг.

— Допустим: на покупку продуктов питания весом до 7 кг за одно посещение уходит 75 минут. Стоимость услуги 24 рубля (75 минут умножаем на 32 копейки). По стандарту клиенту эта услуга должна оказываться 8 раз в месяц. Таким образом, заработная плата по этой услуге составит 192 рубля в месяц, — объяснили социальным работникам экономисты.

Точно так же можно рассчитать и другие услуги. К примеру, на мытье посуды должно уходить 10 минут, на растопку печи — 60 минут, на оформление документов — 40 минут.

В конце месяца все оказанные услуги суммируются, и получается заработная плата социального работника. Понятно, что теперь, для того чтобы получить достойную заработную плату, количество обслуживаемых клиентов, как и количество оказываемых услуг, должно быть максимальным. Помимо этого, подразумевается, что, если у социального работника будет много договоров на дополнительные платные услуги, которые оплачивает клиент, это напрямую будет влиять на размер премиальных.

Работников увольняют — бухгалтерию нанимают

На собрании социальные работники задавали массу вопросов относительно новых правил, однако далеко не на все из них ответы были получены. Социальные работники спрашивали, как быть с долгими очередями в аптеках, транспортными задержками и прочим. На это ответ был таким:

— Разницу будет регулировать персональный повышающий коэффициент, который будет рассчитываться на каждого работника, — заверил присутствующих Дугар Балданов. — Будет создан целый отдел, который будет заниматься решением всех вопросов.

Ситуация несколько анекдотичная. Понятно, что из 130 социальных работников после "оптимизации" останутся далеко не все. То есть собственно сотрудников, которые помогают старикам, подсократят, вместо них введут отдел, который будет рассчитывать им зарплату. Нагрузка на оставшихся соцработников существенно возрастет, а тут еще гонка за количеством услуг, которые нужно выполнить обязательно. Человеческий фактор, по мнению соцработников, при таком подходе вообще не учитывается.

— Надо учитывать, что мы приходим оказывать услуги живым людям! Часто им и поговорить не с кем, только с соцработником! А на это же тоже время уходит! Это же не компьютер: пришел — включил, ушел — выключил. Это живой человек! — недоумевали участники собрания.

Похоже, новым проектом такой фактор во внимание не принимается вовсе.

— В рамках пилотного проекта будут платить только за услуги! Другого не дано. Оказали 10 услуг, за 10 услуг деньги получили. А если оказали две услуги, а остальное время просидели с бабушкой, уговаривали ее, то извините, по закону больше не смогу выплатить! Получите только за две услуги, — безапелляционно заявил Дугар Балданов.

"Будем конфликтовать"

Остался не выясненным вопрос и по поводу тех услуг, которых в перечне нет. Все нужды одинокого пожилого человека предусмотреть невозможно, и не всегда каждая услуга вписывается в договор. Тут опять же играет роль человеческий фактор.

— Мы же не знаем заранее, что нас попросят сделать. Элементарно — просит бабушка: помоги завернуть зимнее одеяло, упаковать, убрать на антресоль. На это тоже уходит время! — вопрошали из зала.

— Вам платят только за то, что указано в договоре! — отрапортовал юрист.

— Да у бабушек давление подскочит, если мы откажем, это сколько конфликтов будет! Это что, так и говорить: я вам сложила одеяло, заплатите мне за это столько-то? Мы будем народ травмировать! — не унимались в зале.

— Значит, будем конфликтовать, — парировал юрист.

После этого в зале поднялся такой шум, что уже было невозможно разобрать ничего.

В конце собрания были сделаны примерные расчеты заработной платы. Средняя зарплата социального работника, как уверяют экономисты, составит порядка 10 тысяч рублей (вместо 5 тысяч прежних). Правда, и нагрузка, безусловно, возрастет на столько же. Однако, несмотря на такие положительные перспективы, большинство участников собрания настроены далеко не оптимистично.

Тянуть деньги с пенсионеров

— Нас просто вынуждают вытягивать деньги из пенсионеров, агитируя их заключать с нами договоры на большое количество услуг. А ведь наши подопечные и так дорожат каждой копейкой! А самое главное — человеческий фактор. Одна бабушка ждет меня, чтобы я ей книгу почитала, другая, чтоб я с ней поговорила, а я вместо этого буду целый день бегать и механически оказывать услуги всем и каждому, чтоб норматив сделать! Ну разве это по-людски? — еще долго возмущались после собрания социальные работники.

Прозвучали и опасения, что после такого "прагматичного" подхода начнутся массовые отказы подопечных от услуг социальных работников.

Как отреагируют подопечные социальных работников на такие новшества, покажет время, а пока есть информация, что многие из старожилов социальной работы отказываются от этой системы и не хотят привыкать к новым правилам, увольняясь с работы.

Справка

В настоящее время количество обслуживаемых клиентов возросло до 1200 стариков. В РГУ "Центр социальной поддержки населения" работает свыше 130 человек. Последними решениями властей службу переподчиняют автономному учреждению "Улан-Удэнский дом престарелых и инвалидов" и полностью меняют все подходы к работе.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.