Несколько правовых вопросов

Поскольку ездим мы сейчас очень активно — и много, и далеко, и быстро — открывается больше возможностей взаимодействовать с теми, кто охраняет нашу безопасность на дорогах. Потому, думается, нелишним будет повторить про права и обязанности водителя при встрече с инспектором ГИБДД.
A- A+
Если вас остановили

Во-первых, нельзя останавливать автомобили где угодно, когда угодно и как угодно. Инспекторам ДПС запрещено останавливать транспортные средства на участках с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, в зоне железнодорожных переездов — то есть в опасных местах. Исключение — срочные меры по предотвращению неких загадочных "нежелательных последствий".

Машину могут остановить только в определенных обстоятельствах. И любимый повод, по которому нас до сих пор нередко останавливают посреди улицы некоторые инспекторы, — "проверка документов", в списке уважительных причин напрочь отсутствует.

Тормознуть, чтобы проверить документы на право пользования и управления ТС, а также документы на груз, гаишники могут только на стационарном посту, контрольном посту милиции или контрольно-пропускном пункте.

Единственный круглосуточно действующий пост находится в п. Сотниково. Постов, действующих эпизодически, больше, это и Гусиноозерск, и Хоринск, и Бабушкин. Есть и еще "памятник" возле с. Хошун-Узур в Мухоршибирском районе.

Но вернемся к вопросу качания прав "почему меня остановили". К сожалению, "выяснение причин остановки считаю делом пустым и бесполезным", уверен опытный автомобильный юрист Аюр Цыбиков:

— Например, среди оснований для остановки предусмотрены "установленные визуально признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения". Поэтому любой инспектор может сказать, что на остановленном автомобиле был плохо читаемый номер. И таких уловок множество.

А еще, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом — проверкой документов — гаишники проводят акции, и в ходе этих "специальных мероприятий" они имеют право остановить ТС и вне стационарного поста. Узнать о том, проводились ли какие-то мероприятия в тот момент, несложно: один звонок в дежурную часть все прояснит. Но ДПСники вправе призывно помахать вам жезлом, и надо повиноваться, если вы нарушили Правила: у инспектора есть ориентировка на водителя или пассажиров, если ваша машина в розыске, а также если необходимо опросить водителя или пассажиров о ДТП, которое те могли видеть. И последний пункт, очень щекотливый — если сотрудникам милиции необходимы вы или ваш автомобиль для оказания помощи другим участникам дорожного движения или самим сотрудникам. То есть вытащить перевернутый в кювет автомобиль вашим внедорожником или погнаться на вашей "спортивке" за преступником.

А за отказ предоставить транспорт грозит штраф от 100 до 200 рублей. Но, к счастью, мы еще не настолько озлобились, чтобы не помочь по-человечески. Кстати, за отказ остановиться по требованию сотрудника ГИБДД штраф составляет 200—500 рублей. И, увы, для подтверждения этого вопиющего факта достаточно слов инспектора. Никакие свидетели человеку в форме не нужны. А вот водителю не помогут даже и они! И если какой-то нечестный инспектор решит вам навредить, защиты никакой. Ну, а чтобы схлопотать штраф в 100 рублей (или выслушать нотацию), достаточно при остановке гаишником не включить поворотник. Так что будьте внимательны.

И еще: останавливать вас могут только на минимально короткий срок и при этом инспектор должен произвести целую церемонию. Подойти, будучи одетым по всей форме и имея при себе все гаишные аксессуары, представиться (приложив руку к головному убору), назвав должность, звание и фамилию, сообщить о причине остановки ТС. Если инспектор не представился или сделал это неполно, это является нарушением служебной дисциплины, и на него можно пожаловаться. Не думайте, что это бесполезно, были реальные случаи, когда невоспитанный инспектор получал трепку за грубость с водителем. Полезны будут показания свидетелей или запись разговора с инспектором (мобильник нужен нам не только для звонков!).

По поводу жалоб наш юрист сказал: "Жалобы полезны. Это канал обратной связи. К сожалению, пользуются им неважно. Жалобщиков у нас традиционно не жалуют. Поэтому и жаловаться никто не любит. Я, например, настолько часто жалуюсь на инспекторов, что заранее знаю результат жалоб. Не так давно обжаловал постановление сотрудника ГИБДД его начальнику. Начальник мне отказал по принципу "сотрудник прав, потому что он сотрудник". Тогда я обратился в суд. Суд жалобу удовлетворил. Написал в наше МВД о том, что ГИБДД необъективно рассматривает жалобы, привел свой пример. В ответ МВД написало, что обратилось в прокуратуру с просьбой внести протест на решение суда. Вот и думай после этого, стоит ли обращаться в МВД, которое больше волнует честь мундира". Ну что тут еще добавить?

Все уже вроде знают, что выходить из машины мы не обязаны. Однако есть исключения. Если вы нарушили правила перевозки грузов (скажем, привязали собаку на крыше машины), если ТС неисправно (колеса не все присутствуют), если вы откровенно пьяны или изволили обкуриться (и не надели генеральскую форму), если инспектору надо сверить номера агрегатов, если ему надо сделать досмотр машины и груза, если вы или пассажиры подозреваетесь в совершении преступления и, наконец, если нужна ваша подпись в документах (протокол о нарушении ПДД в том числе).

Какие документы мы должны предъявлять?

Поскольку сидим за рулем мы не просто так, мы представляем собой лицо, управляющее транспортным средством. И чтобы не упасть этим лицом в грязь, нужно иметь при себе и предъявлять инспектору водительское удостоверение (права), свидетельство о регистрации ТС, страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности и талон о прохождении техосмотра.

Последний мы обязаны прикреплять в нижнем правом углу лобового стекла. Так нас реже останавливают, видя его наличие. Если в машине нет владельца ТС, водителю нужна еще и доверенность, а если автомобиль служебный, то в некоторых случаях должна быть и путевка, и документы на перевозимый груз. Больше ничего мы предъявлять не обязаны: никаких ПТС, медсправок, регистрации по месту жительства, справок об участии в Куликовской битве, фоток в обнимку с главой МВД...

Инспектор, что радует, обязан бережно обращаться со всей этой сворой разношерстных бумажек, изучая, не просрочена ли каждая из них. Права действуют 10 лет, доверенность — от одного дня до трех лет (нотариально незаверенная живет максимум год), полис ОСАГО должен быть действующий. За отсутствие документов нас накажут.

Начнем с ОСАГО. Если срок действия договора еще не истек — он составляет год, но нередко страховка оформляется на меньший срок — но оплаченная часть этого периода завершилась, это будет считаться нарушением. Тот же штраф, что и за управление ТС, не вписанным в страховку водителем, — 300 рублей. А вот если у вас полис действует, но забыт дома, наказание — предупреждение или всего 100 руб. Непонятно, как доказать, что он есть в природе? То же — за отсутствие талона ТО или путевки. Зато оставление дома прав или свидетельства о регистрации карается еще и отстранением от управления ТС, задержанием оного!

Досмотр ТС

Он производится сотрудником ДПС при подозрении, что водитель нарушает законодательство РФ или если есть основания подозревать, что груз может перевозиться незаконно. Судя по фурам, обильно стоящим у постов Сотниково с открытыми воротцами, все водилы-дальнобои — страшные преступники. Если инспектор проводит досмотр машины и груза, он обязан составить протокол в честь этого знаменательного события. То, что было при этом обнаружено, и владельцы ТС доставляются в милицию. В протоколе указывается основание для проведения досмотра, приводится полный перечень изъятого добра (точнее, зла), и все это заверяется подписями пары понятых. Если автомобиль схож с разыскиваемым в данный момент, инспектор при остановке проверяет тип ТС, модель, госрегзнак, ВИН-номер, номера кузова, двигателя, рамы.

О "прелестях" типа штрафов в размерах 2500 рублей, изъятии прав и аресте мы расскажем отдельно. Проверьте свои документы и ничего не забывайте. В том числе и о своих "правах" и правах!

P.S.

Задать вопрос автоюристу Аюру Цыбикову, ответ на который мы опубликуем в "Автоформуле", вы можете по телефону 68-10-20.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.