Идеологическая задача

Несмотря на скучное название, выставка получилась яркой, красочной и неожиданной. Здесь собраны лучшие произведения искусства. Можно наблюдать, как менялось сознание общества, а вместе с ним и картины.
A- A+
— Идеологическая задача, которая была поставлена перед Художественным музеем им. Сампилова, — дать наиболее полное представление об изобразительном искусстве в Бурятии посетителю, который побывал в республике впервые, — говорит Тимур Цыбиков, министр культуры Бурятии.

Выставка приурочена к Конвенту монголов мира. И гости в рамках культурной программы побывают на разных экспозициях.

— Приедет большой экономический блок, состоящий из бизнесменов, приедут спортсмены, прочие официальные делегации. Мы хотим показать, что мы собой представляем, — прокомментировал выставку Тимур Цыбиков.

Искусство всегда отражает мышление общества. Порой даже предвосхищает какие-то события.

— Традиционное бурятское изобразительное искусство опиралось на национальное искусство, русскую реалистическую школу, — говорит Людмила Цыреннимаева, куратор выставки. — Современные художники, впитав все лучшее от предыдущих поколений, поднимаются на новую ступень мышления. Сегодня людям доступно зарубежное искусство, современные работы, авангард и т.д. И сейчас в искусстве трансформируется все.

Однако содержание картин бурятских художников все же остается прежним — основанным на национальном искусстве. Меняется форма. Она становится многообразной.

— Например, у Зоригто Доржиева искусство по содержанию национальное, — продолжает Людмила Цыреннимаева. — Но формы другие — гротеск, опора на мировую классику. Или картины Александры Дугаровой. В них, на первый взгляд, ничего национального нет. Шура училась и в Иркутске, и в Санкт-Петербурге, но там такие образы не рождались. Картины родились именно здесь. В Бурятии. Они получились неожиданными: свет, пластика, не остается почти ни одного квадратного сантиметра без насыщенности.

Выставка начинается с работы Дугара Тудупова "Борцы". Картина служит мостиком от предыдущей выставки Художественного музея, посвященной 65-летию победы в ВОВ, к нынешней. Дугар Тудупов погиб в 1941 году в битве под Москвой. Поэтому картина не завершена. На протяжении десятилетий это полотно оставалась скрученным. И только в начале 70-х годов было отреставрировано. Сегодня эта картина является одной из ключевых в изобразительном искусстве Бурятии.

В экспозиции присутствуют картины других классиков — Мэрдыгеева, Ринчинова, Нохоева. Хорошо узнаваемый силуэт "Арканщика" Сампилова, который является визитной карточкой Художественного музея. Для искусства 60—70-х гг. характерна монументальная живопись, когда наши художники мыслили более глобально и создавали обобщенные образы. К этому периоду относятся классический триптих "Прошлое" Дашинимы Дугарова, работы Баженова, Цыбикова.

Юрия Мандаганова, который знаменит скорее как автор флорентийской мозаики, можно увидеть в другом ракурсе. Хотя стиль остается. Его триптих "Женские страсти", как и прочие его декоративные композиции, — яркий, гармоничный, нарядный.

— Бальжинима Доржиев нас опять удивляет, — говорит Людмила Цыреннимаева. — Этот художник всегда идет в ногу со временем. И сейчас он представил совершенно новое видение привычных образов, например, "Буха-нойона".

Чингис Шенхоров в своей картине "Сугудай Баатор" сознательно отходит от европейской школы, которую он получил когда-то, и обращается к традициям "монгол зураг", для которой характерна тонкая прорисовка самых мелких деталей. В результате получилась насыщенная композиция, графичная и, прежде всего, национальная. Привлекают работы Манжеева — они выглядят остросовременно.

Изобразительное искусство Бурятии родилось из традиционных видов: ювелирное искусство, резьба по дереву, обработка мягкого материала. В экспозиции также представлены камерные скульптуры. Выставка не завершена. Она будет дополнена скульптурами Зорбоева, Буянто Ошорова, Дмитрия Бутажабоева. Работы Даши Намдакова также представляют национальные образы Древней Азии.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.