Вытащить с того света

В Бурятии случаев суицида регистрируется гораздо больше, чем в среднем по России. Человек, стоящий на краю крыши дома или вот-вот собирающийся прыгнуть с моста, становится для Улан-Удэ не таким уж редким явлением. В 2008 году спасатели поисково-спасательной службы выезжали на попытки суицида 5 раз, в 2009-м — уже 10 раз, за полгода 2010-го было уже 5 аналогичных попыток.
A- A+
Любовь убивает

У начальника поисково-спасательной службы города Улан-Удэ Александра Норбоева за спиной немало выездов на подобные происшествия. В службе спасения он работает с 2002 года. По словам Александра Валерьевича, как правило, прилюдно собираются покончить с собой молодые люди от 15 до 30 лет. Причины отчаяния почти всегда одни и те же — неразделенная любовь, измена.

— Обычно люди "работают на публику". Если кто-то реально хочет уйти из жизни, уходит сразу, — уверен Александр Валерьевич. — Но бывают и исключения. Поэтому относиться к таким поступкам с пренебрежением нельзя.

Узнать, кто на самом деле настроен серьезно, а кто нет, невозможно. Поэтому спасателям сработать в таких ситуациях нужно четко и без единой ошибки. Ведь каждая промашка может стать роковой.

Главное — говорить

Когда поступает сообщение о происшествии, на место выезжает дежурная смена спасателей: водитель, три спасателя, по возможности выезжает и психолог. Работает команда спасателей в связке. Кто-то оценивает обстановку: возможные пути подхода к человеку, варианты спасения. Один из спасателей, тем временем, незамедлительно приступает к общению с отчаявшимся человеком.

— В первую очередь нужно элементарно познакомиться с человеком. Потом попытаться выяснить, в чем причина его действий. Сначала человек к себе никого не подпускает, угрожая убить себя, если кто-то приблизится. Но потом, в процессе разговора, постепенно приближаешься к нему. Человек начинает рассказывать о своем горе, жаловаться на обидчика, плакать, — говорит Александр Норбоев.

Но не всегда все происходит по плану. Бывает, расспросы о том, "что случилось?" вызывают только волну агрессии. Тогда нужен другой подход.

— Нужно делать все, чтобы человек не нервничал. Если не хочет говорить о своем горе, нужно перевести тему, например, спросить про семью, где учился — что угодно! Можно поискать общих знакомых, городок у нас маленький. Вот так пытаешься разговорить его всеми правдами и неправдами, прощупываешь его. Если человек начал беседовать с тобой, значит, скорее всего, все будет в порядке, — поясняет Александр Валерьевич.

Хитрость, спасающая жизнь

В последнее время, в основном, стоят на крышах высоток и мостов молодые девушки. И не всегда уговоры спасателей бывают услышаны. Так, в июне прошлого года всех шокировал случай, когда несколько часов подряд стояла на самом краю крыши высотного здания юная школьница. На уговоры спасателей она не поддавалась.

Выяснилось, что отчаянной едва исполнилось 14 лет. Живет она в благополучной семье, хорошо учится в школе и никогда не состояла на учете ни в милиции, ни в медицинских учреждениях. Что подтолкнуло девочку на рискованный шаг, остается загадкой.

— Когда я подъехал к месту, сразу посмотрел на верхний угол дома и увидел, как торчат носки обуви. То есть она стояла на самом краешке. Любой порыв ветра или одно неловкое движение, и она могла сорваться! — вспоминает спасатель. - К работе привлекли психологов Главного управления МЧС.

Но даже профессиональный, опытный психолог помочь девочке не мог. Она не поддавалась на уговоры и как стояла на краю пропасти, так и осталась там стоять, не подпуская к себе никого. Пришлось прибегнуть к хитрости.

— Пока психологи разговаривали с ней, мы прокрались на крышу и скрытно приблизились к ней. Баир подошел к ней слева, а я вышел прямо на нее, чтоб отвлечь ее внимание. Она меня увидела, повернулась, закричала, "Уходи!", а в это время Баир выскочил из-за ее спины и, схватив в охапку, увел с крыши. Что было! Истерика, крики, рев. Нервный срыв, в общем. Врачи сразу вкололи ей успокоительное.

На вопрос "сбросилась бы она или не смогла?" Александр Норбоев только пожимает плечами. Этого не знает никто. Вся операция длилась более трех с половиной часов. Напряжение неимоверное. Такое забудешь не скоро.

"Я не забуду его взгляд"

Но, конечно, больше всего выбивают из колеи случаи со смертельным исходом. В практике Александра Норбоева были и такие случаи:

— В восемь вечера поступил вызов на улицу Октябрьская, 19. Rам на четвертом этаже жил мужчина-инвалид без ног. Он впал в отчаяние от своего положения: он остался совсем один, чувствовал себя брошенным и никому не нужным. Мужчина был трезв, но вел себя неадекватно, поджигал матрас, вещи, выкидывал их из окна. Потом сел на окно, ногами наружу. Четыре часа мы его уговаривали. Толку никакого. Дверь в квартиру он закрыл. Мы попытались попасть к нему по веревке с крыши, но он заметил это и не подпустил нас, угрожая сброситься, если мы к нему приблизимся. Мы приняли решение неожиданно выбить дверь квартиры.

План почти удался. Все бы могло закончиться удачно, если бы не одно "но". Оказалось, что дверь изнутри была еще и забаррикадирована разными вещами: диваном, холодильником, шкафом. Пока спасатель перебирался через кучу барахла, мужчина все-таки выбросился из окна. Какое-то время он еще жил, но позже скончался в больнице.

— Я смотрел на него, когда он выскочил из окна. Так вот в глаза смотрит и падает. Буквально руку протянуть, и я его поймаю! Но я не могу переползти через всю эту груду вещей так быстро. Буквально не хватило метра-полутора! Долго потом в себя приходил после этого, — с грустью вспоминает Александр Норбоев.

К слову, каждый из спасателей в любой момент может обратиться к штатному психологу за помощью: все-таки работа очень напряженная. Правда, в спасатели не идут люди слишком чувствительные. Работа обязывает их при любых обстоятельствах держать себя в руках. К примеру, Александру Норбоеву помощь психолога пока не пригодилась. Со своими стрессами он справляется сам.

— Просто понимаешь: ну а что ты мог сделать? Все, что мог, ты сделал. Но ты же не волшебник! Просто каждую ситуацию нужно обязательно проанализировать, чтобы в следующий раз учесть все, — говорит Александр Валерьевич.

Отомстить мужу

Последний случай демонстративной попытки суицида произошел в Улан-Удэ буквально на прошлой неделе. И снова главная героиня — молодая женщина, которая хочет покончить с собой из-за проблем в личной жизни.

Это произошло в 47-м квартале. Женщина пыталась выброситься с восьмого этажа. Прибывшим спасателям и наряду вневедомственной охраны удалось предотвратить попытку суицида.

— Там между балконами такие бетонные декоративные переплетения и небольшой проем в стене. Женщина села прямо там. Ни балкона, ничего нет, в этот проем никак не попадешь. Только сверху или снизу. Муж был рядом, но вразумить ее тоже не мог. Мы приняли решение спустить спасателя с крыши. Пока с женщиной разговаривали, он спустился до нее, чуть выше головы, а потом оттолкнулся на растяжке, как маятник, и с размаху втолкнул ее внутрь, — рассказывает Александр Норбоев.

Известно, что женщине 25 лет, она уроженка Хоринского района, воспитывает маленького ребенка. По предварительной версии, молодая женщина пыталась свести счеты с жизнью из-за конфликта с экс-супругом. В данное время девушка доставлена в больницу, с ней работают врачи-психологи.

Еще один случай произошел недавно на Удинском мосту (пр. Автомобилистов). Из-за несчастной любви девушка спрыгнула с моста. Хорошо, что водолаз был наготове. Жизнь девушке спасли, вот только при падении она поранилась о камни, бревна, которые были в воде. Причина такого отчаянного шага — снова неразделенная любовь.

"Спасибо" не говорят

А что делать, если свидетелем трагической сцены стал не профессионал-спасатель, а обычный гражданин? Нужно ли пытаться спасти человека или лучше всего дождаться профессионалов? На этот вопрос ответить не так просто:

— Во-первых, нужно позвонить спасателям 01. А потом уже действовать по обстоятельствам. Если вы человек общительный, легко входите в контакт, можно попробовать поговорить с человеком. Если вы получаете отпор, лучше всего сразу прекратить все попытки и наблюдать за происходящим со стороны. Тем более, порой одним словом человека можно убить, — объясняет спасатель.

Пример тому — недавний случай, произошедший на мосту, на Читинском переезде. Подросток хотел сброситься с моста, а проходившие мимо парни пытались его успокаить. Но одно неосторожное слово — и он сделал последний шаг. Спасти молодого человека не удалось, он разбился насмерть.

Удивительный факт, но за все время работы Александр Норбоев не помнит, чтобы кто-то из спасенных благодарил за свое спасение. Избежав смертельной опасности, люди предпочитают не вспоминать о случившемся. Но, слава богу, есть и исключения.

— Парень один был, помню. Тоже из-за неразделенной любви хотел броситься с крыши. Мы приехали, поговорили с ним помужски, он согласился самостоятельно спуститься. Потом он с ребятами, которые его спасли, начал дружить, предложил свою помощь. Целый год ездил с ними, чем мог, помогал: что-нибудь принести, унести. Говорит, вы меня спасли, я тоже хочу вам помочь хоть чем-то, — улыбаясь, говорит Александр Валерьевич.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.