Сити-менеджер будет

Как и предполагалось изначально, публичные слушания по внесению изменений в Устав г. Улан-Удэ некоторые политические объединения использовали как возможность для своих громких заявлений. Вместо того чтобы организовать дискуссионные площадки и прийти на общественное мероприятие с конструктивными предложениями, с трибуны звучали лозунги и обвинения.
A- A+
В общей сложности в зале администрации города, где проходили слушания, собралось порядка 130 человек. Каждый желающий перед началом обсуждения мог внести себя в список выступающих. Таких набралось более 30. В их числе лидеры политических партий, депутаты Народного Хурала и городского Совета депутатов, руководители крупных предприятий города, граждане Улан-Удэ. С самого начала было понятно, что общение, прения будут проходить неоднозначно, поскольку обсуждение изменений в Устав началось уже в кулуарах, и в воздухе царила несколько накаленная атмосфера.

Но обо всем по порядку. Исчерпывающую информацию о том, какие конкретно вводятся изменения в Устав, участникам слушаний изложил советник председателя городского Совета по правовым вопросам Сергей Хорганов. Все они, как уже говорилось ранее, условно разделены на два блока. Первый — более емкий — не вызвал совершенно никакого интереса со стороны кого бы то ни было. Второй, касающийся процедуры избрания мэра г. Улан-Удэ, изначально привлек к себе внимание общественности. Именно вокруг этого вопроса разгорелись жаркие споры.

Напомним, суть изменения этой части Устава касается того, что в Улан-Удэ отменяются прямые выборы мэра. Если сейчас глава муниципалитета является и политической, и хозяйствующей фигурой одновременно, то в скором времени, а именно через два года, предлагается кандидата на эту должность назначать. Правда, сначала будущему руководителю столичной администрации предстоит выдержать конкурс, затем процедуру утверждения на сессии, а после — заключение контракта. Функции мэра, как фигуры политической, будет исполнять председатель горсовета. Несколько раз подчеркивалось, что эти изменения начнут действовать лишь по истечении срока полномочий Геннадия Айдаева, то есть через два года.

Из доклада Сергея Хорганова стало понятно, что основными критериями оценки работы руководителя администрации города будут являться количество привлеченных средств в городской бюджет, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, повышение качества жизни граждан. После почти часового выступления слово взяли эксперты, которые следили за правомерностью и необходимостью вносимых изменений в Устав. За исключением некоторых незначительных корректировок, все выступления экспертов свелись к единому мнению: новую систему управления стоит принять. Среди тех, кто работал с документом, депутат Народного Хурала РБ, председатель Комитета по государственному устройству Анна Скосырская, которая выразила свою точку зрения:

— Такая модель управления сводится к тому, чтобы городом руководили не политики, склонные к обещаниям, закрытости и сосредоточению власти в одних руках, а профессиональные хозяйственники. Если назначенный кандидат начнет "заваливать" городское хозяйство, его можно будет немедленно заменить на другого, более способного и опытного.

Мнения экспертов сменились прениями. Здесь присутствующие разделились: одни ратовали за такие изменения в системе управления Улан-Удэ, другие резко критиковали. Некоторые участники публичных слушаний говорили фактически одно и то же. Все как один отмечали, что вносимые изменения в Устав, которые касаются разделения полномочий мэра г. Улан-Удэ на управленца, как политической фигуры, и хозяйственника, как руководителя администрации города, — не что иное, как нарушение конституционных прав граждан столицы относительно участия во всенародных выборах главы муниципалитета.

Однако ректор БГСХА Александр Попов в своем выступлении напомнил присутствующим о том, какова была процентная явка избирателей на последних выборах мэра, которые прошли буквально три года тому назад: чуть более 30%.

— Выборы давно перестали быть общенародными и, потом, они не являются панацеей от того, чтобы во власть пришли люди с подмоченной репутацией, не являющиеся управленцами, а лишь умеющие хорошо говорить, красиво критиковать и играть на тех слабостях, которые есть в любом муниципальном хозяйстве. Новая модель управления — это новый уровень ответственности и депутатского корпуса, так как они выбирают мэра, и с их непосредственным участием происходит назначение ситименеджера, — заключил депутат Народного Хурала Александр Попов.

Ущемления в использовании гражданского права выбирать мэра нет, поскольку свое конституционное право избиратель может реализовать, проголосовав за депутата городского Совета от своего избирательного округа. Избранный депутат и будет утверждать впоследствии руководитель администрации.

— Мы, горожане, выбираем депутатов, а значит, выбираем горсовет, чей статус резко повышается, а значит, повышается и статус представительного органа власти. Их задача — подобрать такого человека, который будет работать эффективно, — уверен председатель городского Совета ветеранов Виктор Гущин.

Другой выступающий — руководитель крупнейшего в республике предприятия ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" Леонид Белых и вовсе сравнил новую модель управления с системой, которая действует внутри любого акционерного общества.

— Холдинг — это правительство, Совет директоров — горсовет, председатель — мэр, управляющий — это "сити-менеджер". Должность управляющего — расстрельная, все действия согласуются с Советом директоров, в данном случае с горсоветом. Каждая персоналия несет ответственность. Избиратели тоже задумаются, что их кандидат — депутат горсовета — может стать мэром, и они также более ответственно будут подходить к вопросу голосования, — озвучил свою точку зрения Леонид Белых.

В развернувшихся баталиях наиболее конкретизированными и конструктивными прозвучали предложения только от одного политического объединения — "Справедливой России". Депутат Народного Хурала Сергей Мезенин посчитал, что критика, которая звучит от оппонентов других партий, в данном вопросе неприемлема. Впрочем, как и оценка, которую дали некоторые из выступающих работе мэра.

— Смысл этой модели в том, чтобы городом руководили не политики, склонные к обещаниям и сосредоточению власти в одних руках, а профессиональные хозяйственники, — резюмировал Мезенин.

На фоне развернувшихся политических баталий выступление председателя ТОС "Заречный" Юрия Булгатова выглядело как призыв не терять здравомыслия из уст рядовых горожан.

— Люди устали от этих политических разборок, перестаньте, пожалуйста, прошу как избиратель, надо по-хорошему решать такие вопросы, — заявил он.

В общей сложности публичные слушания шли более двух часов. За это время свою позицию высказал каждый желающий.

— Публичные слушания — это начальный процесс, который запускает механизм изменений в Устав, и нам было очень важно учесть мнения, которые прозвучат, — сообщил в заключение председатель городского Совета депутатов Александр Голков. — Досадно, что конкретных предложений было все-таки мало. Выступающие предпочли реальному участию в работе над документом политические лозунги. Что ж, это их право. Надеемся, горожане осознают, что за новой моделью управления — будущее, и все, что ни делается, — во благо улан-удэнцев.

Все аргументированные предложения и выступления войдут в итоговый документ публичных слушаний. Пакет поправок будет направлен в министерство юстиции Республики Бурятия для проверки на соответствие действующему законодательству. Затем документы вернутся в Улан-Удэнский городской Совет депутатов для дальнейшей работы.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.