В Бурятии возродят частное старательство

Государственная Дума рассматривает законопроект, разрешающий индивидуальным предпринимателям добычу золота. Как считают представители федеральной власти, этот закон поможет сократить безработицу и пополнить казну налогами.
A- A+
Сейчас, если кто-либо захочет "намыть" золота, его ждет уголовная ответственность. Закон запрещает частную добычу и любые операции, связанные с драгоценными металлами. Можно работать лишь с ювелирными украшениями и ломом золота. Наказание - суровое: либо штраф до пятисот тысяч рублей, либо ограничение свободы на срок до трех лет. Если добыча золота осуществлялась группой лиц, то наказание еще строже. Можно сесть в тюрьму на семь лет, да и штраф будет больше - до одного миллиона.

Поэтому золотом занимаются только юридические лица и только в промышленных масштабах по дорогостоящей государственной лицензии. Однако в России и, в частности, в Бурятии есть много мест, которые не представляют интереса для промышленной разработки и при этом имеют в себе небольшие запасы драгоценного металла.

Согласно законопроекту индивидуальные предприниматели могут отрабатывать месторождения, где концентрация золота — не более десяти килограммов на участок. Так же смогут искать золото на уже промышленно отработанных участках. Речь идет о рассыпном золоте.

— В принципе, золото в Бурятии есть везде, — говорит Михаил Борхонов, начальник отдела недропользования министерства природных ресурсов РБ. - Вопрос лишь в его концентрации.

То, что добывать крупным компаниям невыгодно, вполне может иметь экономический смысл для частников. Михаил Борхонов считает эту отрасль потенциально перспективной для индивидуальных предпринимателей:

— Месторождения перерабатываются, истощаются. Но на месте переработки извлекается не все золото, остаются так называемые "хвосты". Также есть очень большое количество мелких россыпей, куда просто невыгодно везти технику. Например, где-нибудь высоко в ущелье, куда трудно добраться. Одним словом, база для добычи предпринимателями большая и очень перспективная, — говорит Михаил Борхонов.

Основной золотороссыпной район - Баунтовский. Также месторождения есть в Муйском, Северобайкальском, Хоринском и Закаменском районах.

Сегодня доля россыпного золота составляет примерно двадцать процентов от всей добычи. И его количество сокращается. Например, в 2003 году рассыпного золота в республике было добыто около двух с половиной тонн. В прошлом году — чуть более одной тонны. При этом добыча рудного золота в течение пяти лет сохранилась на уровне пяти тонн.

Внести подобный закон пытались с 2003 года, но каждый раз он отклонялся депутатами, возможно, и в этот раз его не примут. Но привлечение малого бизнеса в золотодобычу было бы перспективным делом, которое помогло бы увеличить показатели отрасли, — считает Михаил Борхонов.

Правда, в законопроекте еще не прописан механизм скупки добытого частниками золота. Как считает Михаил Борхонов, если власти четко не пропишут схему продажи золота, то незаконный оборот не сократится, а может даже и увеличиться.

Также из законопроекта следует, что предпринимателям нужно будет выкупать лицензию на пользование недрами. Стоимость ее пока что неизвестна.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.