5 миллиардов на медицину

В России в скором времени стартует еще одна программа, по своим амбициям сходная с национальным проектом "Здоровье". Вновь федеральный центр в гигантском объеме будет финансировать региональную медицину для решения ее проблем. Что от этого "пирога" достанется Бурятии? На этот вопрос, равно как и на другие - более локальные, "Номеру один" ответил министр здравоохранения Бурятии Валерий Кожевников.
A- A+

— Уже несколько недель все регионы России взбудоражены очередным медицинским федеральным проектом, называются заоблачные суммы выделяемых средств. С чем связана очередная инициатива правительства страны?

— Два года подряд регионы защищали и показывали в Минздравсоцразвития России свои программы медицинских госгарантий. Итог был один - практически 90 процентов субъектов работают в дефиците. Дефицит целевых программ в Бурятии составляет сейчас около 40 процентов. По программе госгарантий - - 5,2 миллиарда рублей - это громадные деньги. Похожие тенденции в других регионах России.

Это было доложено правительству России. Отсюда встал вопрос о модернизации здравоохранения России. Появилась программа "Качество жизни".

В программе три направления. В первое направление входит капитальный ремонт и реконструкция действующих медицинских объектов, но строительство новых объектов по этой программе не предусмотрено. Еще одним подпунктом там же стоит оснащение субъектов медицинским оборудованием. Национальный проект "Здоровье" с 2005 года сделал все возможное для улучшения обеспечения материально-техническим оборудованием. Но это еще не значит, что, например, Бурятия хорошо оснащена медицинским оборудованием.

Второе направление - информатизация здравоохранения. Если по- простому, речь идет о ликвидации очередей и талонов. Поставлена задача — перейти с устаревших регистратур на электронную очередь. И заодно решить временные проблемы - не записываться пациентам на прием к врачу за месяц-два. Не сидеть и не стоять в очереди.

Третье направление - стандарты оказания медицинской помощи. Под каждый стандарт должно быть подведено экономическое обоснование услуги и стоимость. За два года нам необходимо выстроить систему здравоохранения таким образом, чтобы можно было оказывать равную медицинскую помощь на всей территории республики.

На весь проект в России выделяется 430 миллиардов рублей. В октябре 2010 года в Министерстве здравоохранения и социального развития России начнутся защита и согласования региональных программ.

— Что в финансовом плане ожидает Бурятия от федеральной власти в этом проекте?

— Мы собрали заявки, по существу провели паспортизацию здравоохранения всех районов Бурятии. Уже подготовили проекты программы в двух вариантах. По факту (как нам рекомендовали) и оптимистичный расклад. Ориентировочно, по менее оптимистичному варианту мы вышли на сумму в 3—3,2 миллиарда рублей. По более "хорошему" варианту — 5,6 миллиарда. Это полностью все здравоохранение Бурятии, включая муниципальные объекты, республиканские и город Улан-Удэ. Каждый из субъектов проходил защиту в нашем министерстве.

— Федеральный центр, по традиции, вновь потребует софинансирования в долях от Бурятии?

— Софинансирование предусмотрено, но оно будет в рамках уже тех расходов, которые имеются. Мы показываем местные бюджеты, текущие расходы, программы государственных гарантий получения медицинской помощи. Это и есть не что иное, как софинансирование.

— Другие регионы страны волнуются, что из-за информатизации лечебных учреждений, поставок современного оборудования исчезнет потребность в таком количестве медицинского персонала. В перспективе врачам Бурятии грозят сокращения?

— Могу сказать о российских нормативах - 41 врач на 10 тысяч населения. В Бурятии столько же врачей на 32 тысячи людей. Эта проблема, возможно, грозит средней полосе России, там, где количество врачей превышает нормативы. Про Бурятию такого нельзя сказать по нескольким причинам.

Казалось бы, в республике в более благоприятном положении находятся поликлиники - процент комплектования 85—100 процентов. Да, возврат кадров с учебы - академий и институтов достигает уровня 75—80 процентов. Надо учитывать и средний возраст врачей Бурятии. В Кабанском районе, например, он составляет 52—53 года. Будет происходить ротация и замена кадров.

По-прежнему не хватает узких специалистов — хирургов, акушеров- гинекологов, педиатров.

— В этом году перестает работать привычная система обязательного медицинского страхования. Что будет далее?

— Ранее работодатель избирал страховые компании для своих работников. Но начиная с 2011 года сам работник, а также неработающее население самостоятельно будут избирать свою страховую компанию. Пришло время для выбора каждого отдельного человека — как лечиться, у кого лечиться. Федеральный закон прошел первое чтение. В конце октября или в начале ноября этого года он будет принят окончательно. Совместно с ФОМС и страховыми компаниями готовим людей к серьезным изменением, вплоть до пояснения о месторасположении их филиалов.

— Как идет работа по строительству онкологического центра в Улан-Удэ в рамках программы празднования 350-летия добровольного присоединения Бурятии к России?

— Генеральным заказчиком является УКС минстроя Бурятии. На ПСД выделены деньги правительством Бурятии, он в полном ходу. В конце этого года проект должен быть готов и пройти государственную экспертизу. Сейчас решается вопрос о выделении от 300 до 500 миллионов рублей на 2011 год.

Есть нюансы в очередях строительства объекта. Если взять лучевой корпус — каньон, то там применяется атом, следовательно, нужны "атомные экспертизы". Поликлиника и хирургия атомных технологий не требуют, поэтому экспертизу можно будет пройти прямо в Бурятии.

В общем, к концу года в Москве ждут от нас проект с госэкспертизой по очередям строительства.

— Локальная проблема жителей Бурятии. Пенсионеров- железнодорожников ни в отделенческих поликлиниках, ни в муниципальных не желают особо видеть. Люди оказались на распутье и не знают, куда им обращаться... И как обстоит дело с передачей самих железнодорожных медицинских объектов Бурятии?

— Мы писали письмо от имени президента Бурятии на имя главы РЖД Якунина. Если они будут сбрасывать нам медицинские объекты ВСЖД, пусть предоставят график. Пока нам передали только в Муйском районе больницу. По Северобайкальску и Улан-Удэ вопрос о передаче объектов пока не стоит.

Что касается пациентов отделенческих медицинских объектов, пенсионеров-железнодорожников, они также обязаны брать на себя. Но, в принципе, это люди - население Бурятии, Улан-Удэ. Прикрепить это население к муниципальным объектам - проблем нет. На каждого человека выделяется определенная сумма финансовых средств. Другое дело, что железнодорожники сами должны определиться, в каком количестве они хотят передать своих пациентов нам.

— В Улан-Удэ количество пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, значительно превышает официальную статистику и финансовые возможности Улан-Удэ. Это и самовольщики, и гости столицы Бурятии. Об этом не раз заявляла мэрия города. Какие варианты рассматривает минздрав Бурятии по исправлению проблемы?

— Такая проблема в Улан-Удэ стоит остро. Люди в самовольных постройках прописаны не в Улан-Удэ, а в сельских районах. Соответственно, страховые полисы выданы там же. В данной ситуации вопрос решается так: если на участке такие пациенты есть, то врач обязан их знать — они же обращаются в поликлиники и больницы. Врач должен предложить открепиться с места прописки и встать к нему. Тогда деньги будут переправлены в Улан-Удэ.

Второй вариант: если жители не желают этого делать. Тогда пациенты должны связаться и переговорить со страховой компанией. Третий вариант — с применением экстренной медицинской помощи: она оказывается бесплатно.

С одной стороны, наши участковые врачи не должны сидеть ждать, когда к ним придут - надо ходить и смотреть, кто в микрорайоне живет. Участок — это живой организм. С другой стороны, и жители должны проявлять благоразумность - вставать на учет и обозначиться заранее, а не когда "петух клюнет".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.