Инновации или профанации

Прошло три года с тех пор, как в школах начались масштабные реформы. Одним из новшеств стало внедрение системы государственно-общественного управления. Формируемые из родителей Управляющие советы наделялись немалыми полномочиями. По идее, директор школы более не мог быть единовластным ее правителем. Что вышло на деле?
A- A+
Некомпетентность родителей

К председателю республиканской общественной организации "Учителя Республики Бурятия" Геннадию Федику нередко поступают жалобы от родителей и педагогов о том, что Управляющие советы при школах существуют лишь формально и состоят из "приближенных" к директору лиц.

— Таких жалоб немало. В большинстве школ Управляющие советы существуют лишь на бумаге, это профанация и всего лишь игра в демократию. Начиная с того, каким образом избираются члены в этот Управляющий совет. И заканчивая тем, как они функционируют, — говорит Геннадий Федик.

Правда, по словам общественника, зачастую Управляющие советы не работают в полную силу по причине того, что их члены — непрофессионалы и разобраться во всех тонкостях образовательного процесса не могут.

— Поэтому члены Управляющего совета просто соглашаются со всем, что им предлагает администрация школы, не проверяя, не контролируя и не разбираясь в тонкостях вопроса. Все зависит от директора школы, как он организует эту работу, — поясняет Геннадий Иванович.

Административный ресурс

Елена Сергеева, мать выпускника одной из школ города, уверяет, что на личном примере столкнулась с тем, что полномочия Управляющего совета могут быть лишь на бумаге.

— Когда я пришла к директору узнать, делается ли что-то в этом направлении в нашей школе, меня выдворили из кабинета с предупреждением о том, чтобы я не совала нос не в свои дела, — рассказывает Елена Николаевна.

Тогда дотошная родительница обратилась за информацией о реформе образования в министерство, узнав, как на самом деле должен работать Управляющий совет в школе. После этого вопросов стало еще больше. Поэтому когда было объявлено о выборах в Управляющий совет, Елена Николаевна выставила и свою кандидатуру.

— Я понимала, что мои шансы равны нулю. Выборы проходили странным образом, не в соответствии с Положением о выборах. Кандидатуры из числа родителей должны выбираться по параллелям на конференции, там можно было бы задать вопросы, чтобы определиться с выбором, так как родители обычно плохо знают друг друга. Там же должно пройти голосование и подсчет голосов на глазах у всех, — говорит Елена Сергеева.

На деле был назначен день, в течение которого родители должны были приходить в школу и делать выбор по портретам кандидатов с краткой автобиографией, висевших в коридоре. По словам Елены Николаевны, не все родители знали вообще об этих выборах, а процедура подсчета голосов тех, кто все же проголосовал, также осталась покрыта тайной. Елены Сергеевой в числе выбранных не оказалось.

— Разговаривая с избранными в совет, я узнала, что участвовать в выборах им предложила администрация школы, куда и зачем они избирались, у них было слабое представление, — считает Елена Николаевна.

По мнению Елены Сергеевой, теперь авторитарности в школах стало еще больше. Если раньше учителю назначалась зарплата, исходя из тарифной сетки, то теперь администрация школ через подконтрольные советы неугодного учителя можно наказать, лишив его всех надбавок.

Каков менталитет — таков и результат

Декан юридического факультета БГУ, доктор исторических наук Джамиля Чимитова участвовала в разработке нормативно-правовой базы Управляющих советов. Кроме того, она и сама является членом Управляющего совета в школе 56, в числе прочих родителей школьников.

— Задача состояла в том, чтобы привлечь к управлению школой общественность. Зачастую родители отправили ребенка в школу, и все. Их не волнует, ни как его учат, ни кто учит. А ведь на сегодняшний день помимо государственных стандартов, которые министерство утверждает, есть еще и вариативная часть — то, что школа дает на выбор. Управляющие советы берут на себя выбор этой вариативной части и много других полномочий, — разъясняет Джамиля Чимитова.

Говоря о плюсах такой системы, Джамиля Кимовна отмечает, что Управляющие советы должны способствовать и снижению напряженности в коллективе школы, снятию конфликтов. Учителя должны быть уверены в том, что их зарплату рассчитывают, исходя из объективных факторов.

— Очень важно выработать критерии, по которым оценивают учителей. "Рамочно" они были спущены Министерством образования и науки РФ, но в нашей школе кое-что мы видоизменяли, дополняли. Когда мы в школе впервые начали работать над распределением заработной платы, то собирались пять раз в течение двух недель, — говорит Джамиля Чимитова.

Во время бурных дискуссий члены Управляющего совета, к примеру, пришли к выводу о том, что делать большие доплаты тем учителям, у которых ученики показали хорошие результаты по ЕГЭ, — неправильно. Потому как в этой ситуации тот же учитель черчения или бурятского языка, у которых вообще нет ЕГЭ, будут изначально находиться в проигрышной позиции. После многочисленных заседаний и обсуждений были разработаны те критерии оценки труда педагогов, которые устроили абсолютно всех: и администрацию школы, и учителей, и родителей. Джамиля Чимитова уверена: для того, чтобы в каждой из школ Управляющие советы работали так же эффективно, вовсе необязательно быть семи пядей во лбу:

— У нас в составе Управляющего совета бизнесмены, военные, юристы — люди разных профессий и специальностей. Главное, чтобы у них самих была заинтересованность в работе. Совет не должен подменять собой администрацию школы, потому что функции у них совершенно разные.

Реальный эффект

Во многих школах Управляющие советы не функционируют должным образом по той простой причине, что там собираются случайные люди, которые нехотя выполняют "лишнюю" общественную нагрузку. Ссылаясь на занятость и свою некомпетентность в таких вопросах, члены Управляющих советов, порой не глядя и не разбираясь в пухлых папках бумаг, просто ставят свою подпись под любым документом и спешат домой. Но есть и факты противоположные.

В Управляющем совете прогимназии 108 собрались люди далеко не равнодушные. Эффект от работы единомышленников налицо. Члены Управляющего совета добились того, чтобы дети не тащили на себе каждый день тонны учебников в школу. Закуплен дополнительный комплект книг, который дожидается ребятишек в классе. Теперь ученики ходят в школу налегке, с одними тетрадками. Ежемесячно дети проходят медицинское обследование.

— Мы заключили договор с нашим физкультурным диспансером. Специалисты приезжают и проверяют у детей мышечную массу, силу рук, объем легких, осанку, измеряют рост, — словом, полное обследование. Результаты записываются врачом, и родителям выдается на руки заключение о том, как ребенок развит, на что надо обратить внимание, — рассказывает председатель Управляющего совета прогимназии 108 Баирма Шантагарова.

В Управляющем совете школы есть как представители от родительской общественности, так и привлеченные люди: госчиновники, бизнесмены, депутат от округа. Поэтому помимо денег из республиканского бюджета используются и дополнительные средства. У учеников 108-й прогимназии есть возможность записаться в любой кружок за мизерную оплату - 20—30 рублей. Причем кружки организованы прямо здесь, в школе.

— Мы живем в отдаленном районе, поэтому родителям удобно никуда не выезжать ради посещения секций. Все кружки у нас в школе есть: ушу, танцевальные, инструментальные ансамбли и так далее, — говорит Баярма Шантагарова.

"Карманных" Управляющих советов быть не должно\

Проблему неэффективных Управляющих советов в интервью с корреспондентом "Номер один" затронул и министр образования и науки Алдар Дамдинов:

— Распределение стимулирующей части выплат учителям должно контролироваться Управляющим советом. Бывает, что директор школы подбирает под себя Управляющий совет — карманный такой — и они все решают там. Бывают такие случаи. От директора многое зависит: и моральный климат, и стимулирование, и решение вопроса о том, как надо распределять средства. Этот вопрос должен быть максимально открыт и объективен.

Но для того, чтобы во всех школах общественность, действительно, участвовала в принятии решений и контроле образовательного процесса, нужно в первую очередь изменить общественное сознание.

— В какой-то степени должно произойти изменение в общественном сознании. Общество активно влияет на школьную жизнь. На самом деле так и должно быть, ведь общество и является заказчиком, — заявил Алдар Дамдинов.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.