Кто был мэром 100 лет назад?

Судьбоносные вопросы приходилось решать 135 лет назад гласным Верхнеудинской Думы. Открытие общественной библиотеки, выделение средств на противопожарные меры, строительство первых дач — это и многое другое выносилось на утверждение гласным.
A- A+

Мэры — купцы

К слову, избрание главы, или, как сейчас говорят, руководителя администрации, в 19-м веке проходило именно по той схеме, которую во многих регионах России реализуют сейчас — в веке ХXI-м. Иначе говоря, кандидатуру на должность Головы рассматривали именно гласные Верхнеудинской Думы, они же ее и утверждали. Причем главой городской Управы становился кто-то из числа гласных — депутатов, по-нынешнему.

Так, например, Петр Тивуртиевич Трунев был гласным Верхнеудинской городской Думы, после чего был утвержден в должности Головы. Через такую же процедуру прошел и рекордсмен по времени пребывания на посту городского Головы гласный Александр Васильевич Овсянкин. Еще одно имя, внесенное в историю Улан-Удэ, — Иван Васильевич Титов, также избиравшийся сначала гласным, а затем и Головой Верхнеудинска.

Срок полномочий Трунева на посту Головы был непродолжительным — чуть больше двух лет. Овсянкин, как было сказано ранее, проработал на благо города дольше всех — с февраля 1889 по июнь 1899-го года. Вновь был избран на эту должность 5 июня 1901-го года. Почти восемь лет, с 1907 по 1915-й год, Головой был Титов. Всего за время существования Верхнеудинского самоуправления, а это 45 лет, было избрано 14 городских Голов, причем шестеро из них носили купеческое звание.

111 лет улан-удэнским фонарям

Из архивных документов становится понятно, что и в составе Думы было немало гласных, которые принадлежали к купечеству. Вклад каждого из них оценить невозможно, потому как деятельность купцов, являющихся еще и членами Думы, была направлена на решение важных вопросов в разных сферах общественной деятельности города. Избирали гласных из купечества еще и потому, что все они были коммерсантами, имели свой бизнес, а значит, были сведущими в делах денежных, умели распоряжаться средствами. В бюджетной политике это было немаловажным фактором. Купцы также нередко жертвовали городу личные средства, если таковых не доставало в казне, так как считали участие в жизни Верхнеудинска делом чести. Неизвестно, что было бы с некоторыми благими намерениями и проектами, если бы не финансовая помощь, оказываемая купечеством.

Есть такой исторический факт, как жертвование денег членами Думы и другими купцами, которые были собраны для пострадавших от пожара 10 июня 1878-го года. Поскольку в городе преобладали деревянные постройки, огонь уничтожил 87 усадеб, 540 надворных построек. В этом пожаре пострадали даже Гостиные ряды. Гласные городской Думы приняли решение о выделении кредита в размере 80 тыс. рублей под небольшой процент сроком на пять лет.

Вопрос об освещении города встал перед гласными в 1898-м году. Единогласно они приняли решение — фонарям в городе быть. Однако, как и сейчас, бюджет города был дефицитным, средств катастрофически не хватало. Устройство фонарей и фонарных столбов стало возможным благодаря купцу 2-й гильдии Петру Труневу. Он пожертвовал деньги не только на приобретение фонарей, но и на их содержание. Так, благодаря жителю Верхнеудинска, гласному, в городе появилось керосиновое освещение. Благие намерения Трунева поддержал Овсянкин, который также даровал средства на содержание фонарей.

Как появилась железная дорога

Первая дача также появилась с легкой руки гласных. С вопросом об аренде участка в черте города "для устройства дач и насаждения разных деревьев" к членам Верхнеудинской Думы обратился купец И.Г. Федченко, на что получил согласие. Одобрение в 1879-м году получил благочинный протоиерей Амфилохий Кузнецов, который обратился в городскую Думу с просьбой выделить для него "сколько-нибудь усадебного места и вместе с тем распланировать Соборную площадь для церковной ограды" при Одигитриевском соборе. В архивных документах имеется запись, она гласит следующее: "...препятствий со стороны Думы не имеется".

Арендовать землю у города, но уже для устройства мукомольной мельницы и лесопилки гласных просил другой купец — Н.Л. Капельман. Его заявление о передаче во временное пользование двух тысяч кв. саженей земли на берегу Уды было удовлетворено. Этот участок Капельман использовал и для строительства каменной дамбы, которая спасала город от наводнения. Кстати, именно он стал первым человеком, занявшимся благоустройством набережной: он озеленил ее, выписав на личные средства около 1000 деревьев из Самары. Неизвестно, как бы обернулось дело, не дай согласие на аренду гласные Верхнеудинской Думы. Иначе как судьбоносным это решение не назовешь.

Впрочем, как и строительство железной дороги. Ведь именно гласными был поднят вопрос о проведении железнодорожных путей через Верхнеудинск. Это обсуждалось на одном из заседаний 1887-го года. Гласными вместе с исполняющим на тот момент обязанности Головы города Н. Нелюбовым был составлен документ, в котором были изложены все аргументы в пользу того, чтобы город стал еще и станцией на железнодорожном пути, соединяющем Иркутск и Читу. Настойчивость и аргументированность гласных и Головы принесли свои плоды, и 15 августа 1899-го года на станцию Верхнеудинск прибыл первый поезд.

Меценаты и депутаты

Не без помощи гласных в городе появлялись образовательные учреждения. Так, на одном из заседаний городской Думы было зачитано благодарственное письмо в адрес Александра Васильевича Овсянкина, в котором говорилось: "... благодаря вашим стараниям и заботам Верхнеудинское уездное училище преобразовано в городское 3-классное училище. Заботами вашими открыты 2 церковно-приходские школы в городских предместьях за рекой Селенгой и Удой, а также рукодельный класс при местной гимназии, чем немало оказано пользы будущим женам и матерям...".

Другой гласный, Иакинф Петрович Фролов, который был первым городским Головою, снискал известность своими добрыми деяниями. В протоколе очередного заседания Верхнеудинской Думы от 20 февраля 1903 года приводится перечень основных пожертвований, сделанных им. Это вклад в сумме 23 тыс. рублей на постройку зданий второклассной церковно-приходской школы и образцовой школы грамоты. В 1896-м году им были перечислены деньги на содержание ремесленного класса при верхнеудинском городском училище, а также средства на содержание Дома трудолюбия. В знак особого признания заслуг городская Дума приняла решение поставить портрет Иакинфа Фролова в зале заседания.

Гласные Верхнеудинской Думы утверждали также кандидатуры попечителей над различными образовательными учреждениями. Так, в июне 1898-го года путем голосования попечителем церковноприходской школы в предместье города был выбран Александр Козьмич Кобылкин.

В сферу деятельности гласных Думы входили вопросы благоустройства города, организации и попечения школ, больниц, благотворительных заведений. Торговля и промышленность, принятие противопожарных мер и многое другое — любые проблемы, возникающие у города, обсуждались и решались при участии Верхнеудинской Думы. Благодаря деятельности ее членов город развивался и процветал.

(Материал создан при поддержке сотрудников Музея истории г. Улан-Удэ, краеведа, к.ф.н. Евгения Александровича Голубева.)

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.