Творожный изобретатель

Гавриил Николаевич Мохно является родоначальником марки "Творог от Мохно", который продается в магазинах Бурятии. Но Гавриил Мохно не просто так поместил свое имя на упаковку. Он является разработчиком уникальной технологии, по которой делается этот творог. Кажется, что этого не может быть. Что нового можно придумать в производстве творога, который человечество делает на протяжении всей своей истории? Но новое есть.
A- A+
Идея мирового уровня

Главная отличительная черта технологии Гавриила Мохно в том, что она, в сравнении с обычными способами, позволяет значительно увеличить объем производства творога, получаемого из того же количества молока.

За плечами улан-удэнского изобретателя прорывной технологии 60 лет работы в направлении перерабатывающих технологий и 16 патентов. По принадлежащему ему патенту на местном ОАО "Молоко" и выпускается "Творог от Мохно". Мохновское изобретение, без всякой натяжки, можно назвать разработкой мирового масштаба. Ведь в мире, как известно, обостряется продовольственная проблема — еды на всех не хватает.

— В молоке имеются два вида белка. Казеин — это восемьдесят процентов. И сывороточные белки — это двадцать процентов. По всей России потребители творога питаются казеином. Такова традиционная технология выпуска творога, при которой сывороточные белки не используются при приготовлении творога. Их в ходе переработки молока выбрасывают, сливают в канализацию. Двадцать процентов белков! Моя технология позволяет не выбрасывать сывороточные белки, а использовать при производстве творога, — говорит Гавриил Мохно.

Каждая шестая тонна творога получается даром — из сывороточных белков, выливавшихся раньше в отходы.

Все гениальное просто

Улан-удэнский изобретатель разработал метод, как быстро и без затрат "поймать" сывороточные белки и вернуть их в творог. Модернизация производства под технологию от Мохно делается за один-два (!) дня. Затраты, которые предприятие понесет при изменении технологической схемы, окупаются за два-три дня — нового оборудования не требуется. Стоимость модернизации мизерна. Технология Мохно быстра, дешева и эффективна. Все гениальное просто.

Метод суперэффективного изготовления творога был опробован на 25 заводах в разных местах СССР еще в советские времена.

— Испытывал от западных до восточных границ. Первым местом был город Кагул в Молдавии, у румынской границы. Испытания дали 21 процент прибавки. Я туда приехал от Министерства мясной и молочной промышленности СССР. Показал, куда перебросить трубы, как процесс пойдет. Механики схему изменили за одну ночь. Назавтра начали выработку. Пять дней работаем и получаем прибавку творога — 3 тонны 800 килограммов. На прежнем объеме молока. Все подтвердили актом, который подписал представитель Министерства мясной и молочной промышленности Молдавской ССР — технолог, который приехал со мной. Он сам взвешивал, — вспоминает наш собеседник.

Но СССР не стало, и всем вокруг тоже стало не до инноваций.

Бесплатный творог

Объемы сыворотки, которые остаются на российских молокоперерабатывающих предприятиях, колоссальны. Как отмечает Гавриил Мохно, в советское время в России выходило 14 млн тонн сыворотки в год.

— В основном она уходила в канализацию. И с этим объемом уходило примерно 400 тыс. тонн творога в год. В чем проблема молокозаводов? Главная проблема в российской переработке молока — невежество директоров, инженеров и нежелание нормально работать. За старой технологией следить не надо. Получили молоко, залили, пошли спать, потом пришли — творог готов. При выработке продукта по моей технологии за процессом надо следить, нужен контроль. Это значит, что надо работать. Я со своими технологиями мешаю им спокойно жить, плыть по течению... Конечно, сейчас это никому не надо. Но перерабатывать молоко с максимальной отдачей все равно потребуется. По моей технологии в России каждая шестая тонна творога в настоящее время шла бы из ничего, — говорит он.

Напомним, в Улан-Удэ килограмм творога стоит примерно сто рублей. Бесплатная тонна — это около ста тысяч рублей чистого дохода. Но кроме Улан-Удэ больше нигде в России технология Мохно не применяется. Все предпочитают работать по старинке. Гавриил Мохно хочет прекратить бездарное разбазаривание молочного богатства.

Он не раз писал Путину. Из Москвы дважды ответили, что в условиях рыночной экономики государство не может руководить частным молокозаводам. Съездив в Москву, улан-удэнский изобретатель встретился с предыдущим главой Минсельхоза РФ Гордеевым. Министр принял Мохно, выслушал и тоже сказал: "Не могу помочь, потому что все комбинаты в частных руках".

Сегодня он пишет обращение к Генеральному прокурору России и предлагает ввести разработанную схему, при которой молокозаводам будет экономически невыгодно выбрасывать не переработанную сыворотку, т.к. на предприятия будут налагаться разорительные штрафы.

— Наверное, только так молокозаводы можно привести к мысли, что нельзя выбрасывать творог в канализацию. До каких пор Россия будет такой расточительной?! — справедливо возмущен изобретатель.

Использовать на 100 процентов

Модернизированную "творожную" технологию Гавриил Мохно с успехом применил и при изготовлении сыра. "На сыре надо провести ряд дополнительных процессов по сравнению с изготовлением творога. И сыра тоже получается больше", — объясняет изобретатель.

Работая по сырам, улан-удэнец усовершенствовал технологию изготовления одного из видов сыра, выпускаемого в США. В Америке на изготовление тонны этого сыра уходит 9800 кг молока. По технологии Мохно для тонны американского сыра потребовалось лишь 7200 кг. Получается крупная экономия сырья.

В целом, Мохно разработан целый ряд сыров — 18 наименований. К примеру, "Русский камамбер", который, несмотря на название, в России не производят, а импортируют из Европы, стоит в улан-удэнском магазине 450—500 руб./кг. Изобретатель усовершенствовал технологию его изготовления. "Если наладить выпуск этого сыра в Улан-Удэ по моей технологии, то можно будет продавать не за 450 рублей, а в два раза дешевле. Просто при выпуске его будет выходить больше процентов на 25, и он будет чуть другой, с сывороточными белками", — отмечает он. И знаменитый сыр "с плесенью" — "Рокфор" — тоже можно делать больше и гораздо дешевле. Улан-Удэ может делать элитные сыры, доступные всем! И жителям Бурятии, и Иркутской области, и Забайкальского края, и т.д. Вот только пока сыр от Мохно в Бурятии никто не выпускает.

Сегодня Гавриил Мохно надеется, что в столице республики по его технологии (по другому патенту) начнется выпуск вкусной и питательной белковой пасты для детей "Ксюша", названной им в честь внучки. Получится небольшая линия продуктов, сделанных по технологии от Мохно. К сожалению, не такая разнообразная, как могла бы быть.

Переработку молока в Бурятии можно превратить в полностью безотходное производство. Улан-удэнцы помнят, что в свое время на гормолзаводе выпускался алкогольный "Напиток кочевника". Он предназначался, в том числе, для религиозных, шаманских обрядов и др. Сырьем для его производства может быть "посттворожная" сыворотка, оставшаяся после приготовления творога. Даже без белка, она подходит по своим характеристикам, т.к. имеет в своем составе молочный сахар и другие вещества. Бурятия получила бы еще один товар. А в канализацию уходило бы еще меньше нужных веществ: Увы, "Напиток кочевника" увяз в бумажных проблемах с акцизами и др. И пока многие тонны сыворотки (пусть и без белка) ежедневно сливаются в городскую канализацию столицы Бурятии.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.