Обязаны ли покупатели возвращать некачественному изделию товарный вид?
12 ноября Зинаида Николаевна все-таки обратилась к продавцу с жалобой. Продавец магазина принял комплект белья, выдав для заполнения бланк заявления. Зинаида Петрова указала в заявлении недостатки, потребовав вернуть ей стоимость товара в полном размере. Умудренная опытом, который пенсионерка почерпнула из нашей газеты, она также попросила предоставить ей копию заявления с подписью продавца, подтверждающую принятие товара.
Вот только через неделю после обращения потребителя продавец штор позвонила пенсионерке и сообщила, что поставщик требует произвести стирку и глажение белья. Якобы только после этого он заберет комплект и возвратит его стоимость.
Зинаида Николаевна оказалась в замешательстве. Ведь после стирки никто не гарантирует, что поставщик вдруг не обвинит ее в неправильном уходе и "грубой" стирке или глажении белья, а затем откажет в возврате его стоимости. С вопросами, как ей быть в этой ситуации, пенсионерка обратилась в "Общество защиты прав потребителей".
Ситуацию комментирует юрист общественной организации Аграфена Грудинина:
— Это нарушение закона. Своими действиями продавец нарушает Закон РФ "О защите прав потребителей" и Правила торговли, которыми предусмотрено, что при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Правилами не предусмотрена обязанность потребителя придавать изделию товарный вид, поэтому требования продавца или поставщика о стирке и глажении комплекта постельного белья являются незаконными.
Продавец обязан возвратить стоимость товара в течение 10 дней со дня обращения потребителя. За нарушение данного срока продавец уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В случае, если продавец (поставщик) будут настаивать на своих требованиях, вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Следует помнить, что при обращении в суд потребитель освобождается от уплаты госпошлины и вправе сам выбрать, в какой суд ему обратиться: либо по месту своего проживания, либо по месту нахождения продавца, либо по месту регистрации магазина.
В данном случае все удалось отрегулировать в досудебном порядке. После устной разъяснительной беседы юриста с продавцом штор вся стоимость товара потребителю была возвращена в полном объеме.
P.S. По всем вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к юристу "Общества защиты прав потребителей Республики Бурятия" Аграфене Грудининой по тел.: 8983 42 08 760.