По следам белого генерала

Женщин и детей с собой решено не брать. Провиант тоже. Максимум теплой одежды — это все, что понесут с собой добровольцы. Около 50 км пешком по льду Байкала — такое путешествие выдержит не каждый. Инициатор "Байкальского ледового перехода" — региональная общественная организация "Русский культурный центр". Ледовый переход через Байкал стартует в конце февраля в поселке Большое Голоустное, а закончится в селе Ивановка Кабанского района.
A- A+
Экскурс в историю

В этом году исполняется 90 лет с момента завершения Великого сибирского ледового похода войск генерала Владимира Каппеля, который вместе со своими солдатами шел пешком от Иркутска до Читы. Часть пути пролегала через Байкал. В дороге большая часть войска Каппеля погибла от переохлаждения.

Краткий экскурс в историю. Во время Гражданской войны Каппель проявлял чудеса храбрости и совершенно непредсказуемой тактики. Его любили подчиненные, он делил вместе с ними все невзгоды и тяготы военных будней. Все, кто знал генерала Каппеля лично, проникался к нему не только величайшим уважением и глубокой любовью, но и каким-то трепетным обожанием. Эти чувства генерал Каппель неизменно вызывал у всех, кому посчастливилось познакомиться с ним.

Во время ледового перехода, в каждом трудном месте появлялся генерал Каппель и лично подбадривал изнемогающих от усталости, отчаявшихся людей. Так говорят историки. И вот — провалился под лед. Но до последнего никому не жаловался, терпел. Началась гангрена, и ступни обеих ног пришлось ампутировать без наркоза. А тут еще воспаление легких, и никаких лекарств. Каппель командовал до последнего дыхания.

Во время Ледового похода он мог бы бросить остатки своей армии, эмигрировать за границу в чешском эшелоне, когда уже был нездоров, мог подарить себе жизнь. Однако генерал отказался от услуги чехов со словами: "Если мне суждено, то я умру вместе со своими солдатами". Когда он умер, солдаты не оставили его — несли на себе закоченевший труп генерала до самой Читы.

По словам председателя РОО "Русский культурный центр" Олега Соболева, цель мероприятия — военно-патриотическое воспитание, привлечение внимания к интересным историческим фактам. Исторические события памятных дней 1920 года будут в какой-то мере реконструированы участниками похода: они пройдут тем же самым маршрутом, что и генерал Каппель со своей армией 90 лет назад, почувствуют на себе, как это было на самом деле.

Реконструкция удалась

Кстати, в феврале прошлого года добровольцы из Бурятии уже совершали подобный переход. Тогда инициаторами мероприятия выступили иркутяне. Состав группы из пятнадцати человек был самый неожиданный: депутат Госдумы, учитель, школьники, ученый и другие. Все из разных городов: Иркутска, Читы, Красноярска, Омска, Уфы, с Алтая.

— Объединяло нас одно: все мы — патриоты. У большинства участников похода в этой армии воевали деды, другие родственники. Поэтому, узнав из Интернета о Ледовом переходе, все собрались вместе и пошли, — поясняет Олег Соболев.

Шли участники похода более 50 км. Продолжался переход более 13 часов.

О своих впечатлениях рассказывает участник похода Павел Тимохин:

— Мы прочувствовали на себе, как они шли. Когда читаешь книгу, смотришь фильм — это одно. А когда идешь сам — все совсем по-другому. Я шел и думал о том, как все это было. С ними были женщины и дети. Был мороз, люди к тому же еще и голодали. Смешивали муку со снегом и ели такую "кашу".

— Лед представлял себой зеркальную поверхность, удержаться на ногах очень сложно. А тут еще ветер дует сильный, пурга. Песок так отшлифовал лед, что нога уходит, как ее ни поставь. Все время приходилось бороться с боковым ветром. Было так тяжело, что хотелось встать в сторону ветра и просто катиться, — делятся впечатлениями путешественники.

Из-за порывистого ветра не обошлось и без курьезных случаев. У одного из участников похода сдуло ветром шапку, да так, что сколько он ни бежал за ней, догнать так и не сумел. Другой экстремал ни с того ни с сего решил переложить деньги из одного карман в другой. Закончилось это тем, что все деньги ветер буквально выхватил из рук незадачливого парня, и все купюры разлетелись в разные стороны.

Не обошлось без опасностей. Во время прошлогоднего перехода случилось непредвиденное. Двое мужчин неожиданно провалились в воду. Все могло окончиться весьма плачевно, если бы не быстрая реакция спутников.

— Лед был крепкий в принципе. Но ближе к середине Байкала была полынья размером от 4 до 8 метров, туда я и угодил, — вспоминает Павел Тимохин. — Я только ноги промочил, а вот второй человек оказался по грудь в воде — его вытащили с помощью веревки. Носки у меня были запасные, а в брюках намокших пришлось дальше идти. Они потом стали у меня как две трубы, не сгибались.

Второго угодившего под лед растерли водкой, переодели как сумели. Пока идешь, вроде ничего. Стоит только остановиться, и ты замерзаешь.

С собой участники похода взяли и одежду, и питье, но поесть так и не удалось:

— 13 часов в пути мы были. Шли быстро. Не отдыхали и чай не пили. По той причине, что все сразу же замерзло. Картошка с курицей, что я взял с собой, превратились в камни. Сок тоже замерз. Когда очень хотелось пить, грыз сосульки.

По той же причине не удавалось воспользоваться и телефонами, и фотоаппаратами — замерзало все. Даже GPS-навигатор, по которому ориентировались путники.

Несмотря на такие препоны, все участники похода без исключения получили огромное удовольствие от испытанного. Они как бы приобщились к чему-то великому, став участниками исторических событий:

— Самое интересное: когда ты посередине Байкала находишься, вокруг стоит туманная дымка, и ты не видишь берега ни с одной из сторон. Стоишь посередине Байкала и думаешь: какой сейчас год? 2010-й или 1920-й? Ведь тогда так же дул ветер, все было точно так же — один к одному, — размышляет Павел Тимохин.

В нынешний поход снова собираются самые отчаянные. Вновь вместе соберутся люди самых разных профессий, национальностей и возрастов. Планируется, что все участники Байкальского ледового перехода для пущей исторической точности пойдут еще и в мундирах того времени. Кому-то такие мероприятия покажутся детской игрой, однако для участников Байкальского ледового перехода это нечто большее:

— Пока идешь 50 километров, успеваешь задуматься о многом. Начинаешь ощущать себя действительно песчинкой в этом огромном мире. Вокруг столько воздуха, столько пространства, что захватывает дух! Для нас осуществить такой переход — все равно что покорить Эверест, — говорят инициаторы "Байкальского ледового перехода".

Это судьба

Интерес к личности Владимира Каппеля, этого "офицера до мозга костей", как говорят о нем многие, возникло у председателя общественной организации не просто так. Все дело в том, что родной дедушка Олега Соболева был в какой-то мере непосредственным участником исторических событий 20-го года.

— Дед был старостой села Старая Курба Заиграевского района. Он середняк, зажиточный крестьянин. Когда в феврале 1920 года отряды Каппеля шли через его село, то остановились в доме прадеда. Причем всю кладь занесли в дом — оружие, провиант, прочие вещи, а квадратный деревянный ящик почему-то оставили на улице, приставив к нему двух часовых. Игравших во дворе детей, присевших было отдохнуть на ящик, солдаты прогнали прочь, — рассказывает Олег Соболев.

Олег Дмитриевич не сомневается: в этом ящике находилось тело покойного Каппеля. Делать гроб в дороге было некому, да и некогда, поэтому наглухо заколоченный ящик всюду возили с собой под неусыпной охраной и специально не вносили в тепло, чтобы избежать быстрого разложения трупа. Оброненный одним из каппелевских офицеров трехгранный штык, как и пуговица с мундира, остались на память семейству Соболевых.

Но и это еще не все. С Каппелем так или иначе были связаны и другие факты из биографии предков Олега Соболева.

— Родной брат бабушки был красный партизан. Во время очередного задания он взорвал один из штабов каппелевцев и погиб при этом. Видите, как все переплелось у нас! - замечает Олег Дмитриевич.

После таких фактов не заинтересоваться историей Олег Соболев просто не мог. Сама судьба подталкивает его к этому. Тем более, что переход генерала по территории Бурятии до сих пор никем не изучен.

В поисках утраченного

Недавно вышла в свет книга "Каппель и каппелевцы", где собрано немало малоизвестных фактов об армии Каппеля и о нем самом.

— Генералом он стал незадолго до своей смерти. А советская власть представляла его как врага. Вспомните фильм "Чапаев", где каппелевцы преувеличенно нагло курили в строю. На самом деле это были люди глубоко верующие, православные. Армия была многонациональной: и татары, и башкиры, и литовцы, и латыши. Были также и буряты, — говорит Олег Соболев.

Прочитав книгу, он обнаружил в ней некоторые неточности, о чем незамедлительно сообщил в издательство. Издатели со всеми доводами согласились и пригласили его к сотрудничеству. Теперь Олег Дмитриевич собирает любую информацию о Владимире Каппеле:

— Хотелось бы обратиться через вашу редакцию с просьбой о помощи. Мы собираем все материалы о каппелевском движении, любые рассказы, фотографии, любые сведения. Если у кого-то есть что рассказать, пожалуйста, свяжитесь с нами!

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.