Делается руками

Обнаженный человек — как черно-белая фотография, в которой отсеивается все ненужное и остается только настоящее. Что же скрывается за привычными масками и мишурой? Ответ можно попытаться найти в работах фотохудожника Стаса Кадрулева, чья выставка арт-эротика "Экстас" открылась 17 декабря в Музее истории города.
A- A+
Около 50 работ, большая часть которых выполнена в черно-белом цвете. Кто-то видит в этих картинах надрыв и депрессию, у кого-то они вызывают трепет и восхищение — выставка неоднозначна, необычна, а порой непонятна.

"Это некая загадка... как перед сексом, — объясняет название выставки Стас Кадрулев. — Для зрителя также должна быть загадка, чтобы выставка его заинтриговала. А вообще я человек не модный и к словам отношусь спокойно. В названии выставки просто присутствует мое имя Стас".

Стаса Кадрулева из-за отсутствия обилия цветов и некой мрачности картин часто называют "черным Стасом". Однако сам Стас с этим не согласен: "Творчество — это ты и фотография. Это нечто индивидуальное. То, что не должно висеть у кого-то дома на стене. Ведь люди хотят видеть что-то светлое и не хотят думать о вечных вещах. А я часто задумываюсь об этом. Просто мой мозг так устроен. Люди привыкли к массовой культуре и, когда видят подобные фото, считают, что это депрессия или что-то страшное".

Стас Кадрулев работает в жанре сюрреализма. Он говорит на языке символов: прожженные платья как убиение женских душ, женское тело на льду как символ чистоты. Многие считают, что фотографии — результат умелой работы в Фотошопе, где можно совмещать разные слои. Однако Фотошопом автор пользуется только в художественных целях: для придания яркости, контрастности, изменения тона. В остальном — фотография "чистая".

"Я долгое время рисовал, — рассказывает Стас Кадрулев. — И прежде чем приступить к фотосъемке, в моей голове рождается образ. Затем я прорисовываю этот образ на бумаге. То есть я сторонник постановочной фотографии. Не составив композицию, я не работаю".

Порой "составление композиции" длится месяцы. Например, центральная на выставке фотография под скрытым названием "Боль и пустота" создавалась около двух месяцев. Автор сам разрисовывал стену, заказывал платья, затем их прожигал. Для создания фото использовался сложный свет: как минимум три источника. И из 600—700 сделанных дублей был выбран только один.

"Все, что вы видите на фотографии, делается руками, то есть помимо того, что ты фотограф, ты должен быть электриком, слесарем, сантехником", — смеется Стас Кадрулев.

"Боль и пустота" символизирует мужчину, страдающего по женщинам, которых он бросил. "У мужчин потребительское отношение к женщинам: они "прожигают" их насквозь, и эти прожженные платья — символ убийства женских душ, — говорит Стас Кадрулев. — Это несколько автобиографичное фото. Я сам оказался в такой ситуации: меня бросила девушка, и мне было очень пусто, холодно и одиноко".

В работах Стаса прослеживается языческая тема. Например, когда-то все народности поклонялись природным стихиям: Солнцу, воздуху, огню. Такое единение человека с природой отражено в фотографиях, сделанных во время походов в горы с группой "Байкальский экстрим". "В тех местах Бурятии, куда мы ходили, смотришь на горы, чувствуешь, как эти стихии входят в тебя, и понимаешь, что ты вообще букашка в этом огромном мире", — говорит Стас Кадрулев.

Преклонение перед женским телом — это тоже языческая тема. Как рассказывает автор, все наши предки, независимо от религии, поклонялись женскому началу. "Что может быть прекрасней женского тела?!" — восклицает Стас Кадрулев.

Фотография для Стаса Кадрулева — как наркотик: если ты не фотографируешь, тебя начинает ломать: "Кто-то употребляет водку, экстази, а у меня зависимость от фотографий. Зачем эта выставка? А я, если честно, не понимаю зачем. Сергей Климов, с которым мы ходим в горы, как-то сказал: я бы мог ходить в горы один, но надо все-таки делиться с кем-то. Мы все потребители. Мы все "хаваем". Живем, потребляем и мало что кому-то даем. Надо что-то отдавать, и тогда это вернется".

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.